Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

старые традиции сохранились. Одной из них является праздник Крещения. В старое время на праздник съезжались лопари отовсюду... Но и теперь, при изменившихся политических, экономических и культурно-бытовых условиях жизни лопарей съезжается на праздник очень много гостей. Уже накануне праздника появились пьяные, ходили по домам ряженые, были заметны приезжие. Хотя теперь не было ярмарки, приехали лопари Воро­ нежского, Пулозерского, Семиостровского, Кильдинского и Каменского погостов. За 100-150 верст приехали на праздник даже с грудными и ма­ ленькими детьми. После обедни был крестный ход на иордань, в которой после водосвятия купалась одна женщина, а затем купали или обливали водой оленей. Нам пришлось видеть лишь жалкий пережиток еще недавно бытовавшего обычая. Церковь была полна народа, одетого празднично» [ЗЛТ 1927: 10-11]. «На Крещение через воду в проруби пропускали не только людей, но и упряжки оленей. В этот момент саам мог стоять в са­ нях, править упряжкой и сам проходить через воду в проруби, в другом случае он шел по краю проруби, а оленей направлял в воду» [ПМА: АА]. Вуэутэм Пёййв - День Победы [СРС: 61]. Вэрръп Пёййв - Вербное воскресенье [ПМА: АА; БЛШ: 398]. Вырръп пассъпёййв - Вербное воскресенье [ПМА: АА]; Вырръп нёдтэлъ - Вербное воскресенье [ПМА: АА]. Кэрхэллэм пёййв - День оленеводов [ПМА: АА]. Этот праздник называется на русском языке Районный Праздник Севе­ ра и празднуется в последнюю субботу марта, начиная с 1934 г. Во время праздника проводятся соревнования оленеводов-спортсменов на оленьих упряжках, в которых могут принимать участие и женщины. Каждый может поучаствовать в лыжной эстафете, турнире по мини-футболу, прыжках через нарты, заарканивании оленя, беге по пересечённой местности [БЛШ: 398]. Кёссь сйр - И гры летние [ПМА: АА ; ММ ; ЛГ]. 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz