Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Проблема теснейшей связи культуры народа и его языка была впер­ вые сформулирована В. Гумбольдтом. В понимании В. Гумбольдта, язык тесно связан с духовным развитием человечества и сопутствует ему на каждой ступени его развития, отражая в себе каждую стадию культуры [Гумбольдт 1985: 48]. «Хотя языки в значительнейшей степени и пред­ ставляют создание наций, но они ими руководят, удерживая их в извест­ ных пределах, и именно они первостепенным образом формируют или определяют национальный характер» [Там же: 363]. Сегодня эта проблема является одной из центральных в языкознании. По мнению В. Гумбольдта, материальная и духовная культуры воплощаются в языке, а всякая культу­ ра национальна. Национальный характер культуры выражен в языке по­ средством особого видения мира: «И поскольку на язык одного и того же народа воздействует субъективность одного рода, ясно, что в каждом язы­ ке заложено самобытное миросозерцание» [Там же: 80]. Языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма, которая есть выра­ жение «народного духа», его культуры. «Каждый язык целокупно пред­ ставляет человеческий дух» [Там же: 364]. Опосредующим звеном между человеком и окружающим его миром является язык. При помощи языка, который и отражает действительность, и интерпретирует ее, можно про­ никнуть как в современную ментальность нации, так и в воззрения древних людей на мир, общество и самих себя, понять корни культуры этноса. Эти идеи В. Гумбольдта затем были разработаны Э. Сепиром и Б. Уорфом, в основе гипотезы лингвистической относительности кото­ рых лежит убеждение, что люди видят мир по-разному - сквозь призму своего родного языка [Уорф 1960; Сепир 2001]. Но если каждый язык от­ ражает действительность только ему присущим способом, то, следователь­ но, языки различаются своими «языковыми картинами мира», а способ по­ знания реального мира зависит от того, на каких языках мыслят познаю­ щие его субъекты. Гипотеза лингвистической относительности получила дальнейшую разработку в трудах Л. Вайсгербера: «Носители языков различных языко­ вых семей думают соответственно по-разному» [Вайсгербер 2004: 109], язык «сообразно со своей внутренней формой передает всем своим носи­ телям общее мировидение, которое во многом отличается от мировидения других языков» [Там же: 120]. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz