Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

вв. кольские саамы ориентировали резьбой почти все деревянные предметы домашнего обихода, рыболовецкого, лесного, оленеводческого хозяйства. Из традиционных домашних изделий резьба встречалась прежде всего на долб­ лёно-резной посуде, которая у саамов Кольского полуострова не только была многочисленной, но и отличалась разнообразием форм. Резьбой украшали прялки, веретёна, пряслица, катушки для сухожильных нитей, берда для тка­ нья поясов, доски для разрезания шкур, вальки, совки для сбора ягод, пестики для толчения рыбной муки и размельчения коры. Орнаментировали также иглы для вязания, поплавки сетей, дощечки-«метки» для оленей, ящички- пеналы для хранения мелких культовых вещей. Такого широкого применения резьбы на различных деревянных изделиях нет в культурах соседних земле­ дельческих народов. Саамам известны четыре вида технических приёмов ху­ дожественной обработки дерева: долблено-резная и скульптурная резьба, профилированная, контурная и трёхгранно-выемчатая резьба» [Там же: 60]. «У саамов, как и у народов Западной Сибири, особенно ненцев и обских уг­ ров, в прошлом существовала инкрустация дерева оловом. Кольские саамы инкрустировали им посуду из дерева. Данный приём исчез у них где-то в XIX в. Помимо декорирования оловом, бытовала техника инкрустации деревян­ ной посуды рогом и костью, которая в настоящее время неизвестна» [Там же: 42]. «Орнаментальная резьба по дереву состоит главным образом из про­ стейших геометрических прямо- и криволинейных фигур, иногда встречают­ ся чётко выраженные изобразительные мотивы, например, на деревянных поплавках для рыболовных сетей - одиночные изображения стилизованного оленя, крупной рыбы, лодки с парусом и какого-то непонятного драконовид­ ного существа. Появление фигурок, внешне похожих на рисунки лопарских шаманских бубнов, на принадлежностях рыбной ловли было связано, оче­ видно, с производственной магией» [Там же: 62]. «По всем основным при­ знакам (мотивам, композиции, технике) саамская резьба по дереву и бересте характеризуется как явление глубоко архаичное на Европейском Севере. Ин­ терес представляют аналогии, которые наблюдаются в технических приёмах резьбы саамов, а также в особенностях форм некоторых категорий деревян­ ных изделий с изделиями не только прибалтийско-финских, но и народов Урала и Сибири» [Там же: 65]. югкеруэсск кусъкэнЬ куаррма- аппликация цветным сукном [ПМА: АА]. 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz