Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
вв. кольские саамы ориентировали резьбой почти все деревянные предметы домашнего обихода, рыболовецкого, лесного, оленеводческого хозяйства. Из традиционных домашних изделий резьба встречалась прежде всего на долб лёно-резной посуде, которая у саамов Кольского полуострова не только была многочисленной, но и отличалась разнообразием форм. Резьбой украшали прялки, веретёна, пряслица, катушки для сухожильных нитей, берда для тка нья поясов, доски для разрезания шкур, вальки, совки для сбора ягод, пестики для толчения рыбной муки и размельчения коры. Орнаментировали также иглы для вязания, поплавки сетей, дощечки-«метки» для оленей, ящички- пеналы для хранения мелких культовых вещей. Такого широкого применения резьбы на различных деревянных изделиях нет в культурах соседних земле дельческих народов. Саамам известны четыре вида технических приёмов ху дожественной обработки дерева: долблено-резная и скульптурная резьба, профилированная, контурная и трёхгранно-выемчатая резьба» [Там же: 60]. «У саамов, как и у народов Западной Сибири, особенно ненцев и обских уг ров, в прошлом существовала инкрустация дерева оловом. Кольские саамы инкрустировали им посуду из дерева. Данный приём исчез у них где-то в XIX в. Помимо декорирования оловом, бытовала техника инкрустации деревян ной посуды рогом и костью, которая в настоящее время неизвестна» [Там же: 42]. «Орнаментальная резьба по дереву состоит главным образом из про стейших геометрических прямо- и криволинейных фигур, иногда встречают ся чётко выраженные изобразительные мотивы, например, на деревянных поплавках для рыболовных сетей - одиночные изображения стилизованного оленя, крупной рыбы, лодки с парусом и какого-то непонятного драконовид ного существа. Появление фигурок, внешне похожих на рисунки лопарских шаманских бубнов, на принадлежностях рыбной ловли было связано, оче видно, с производственной магией» [Там же: 62]. «По всем основным при знакам (мотивам, композиции, технике) саамская резьба по дереву и бересте характеризуется как явление глубоко архаичное на Европейском Севере. Ин терес представляют аналогии, которые наблюдаются в технических приёмах резьбы саамов, а также в особенностях форм некоторых категорий деревян ных изделий с изделиями не только прибалтийско-финских, но и народов Урала и Сибири» [Там же: 65]. югкеруэсск кусъкэнЬ куаррма- аппликация цветным сукном [ПМА: АА]. 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz