Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

стически вырезанные головки оленей, розетки, напоминающие лепестки цветов. На традиционных изделиях аппликации состояли из геометриче­ ских построений» [КСМ 1993: 36, 37]. «Так, одиночные аппликационные узоры на люльках состояли из различных разработок ромба (например, ромб с треугольниками на его углах), квадрата, простого ромба и зубчато­ го круга. Последние три фигуры на колыбелях пересекались ещё крупным крестом с шиповидными или стреловидными выступами на его концах. Такие одиночные изображения, видимо, выполняли функцию оберегов. Причём стрелами или остриями наделялись отдельные рисунки и на саам­ ских бубнах» [Там же: 40]. «Подобные оригинальные разработки геомет­ рических фигур с их стреловидными и шиповидными атрибутами, а также с треуголниками на углах, не встречаются в аппликациях других народов Севера, вероятно, это специфическая разновидность саамской апплика­ ции» [Там же: 42]. «Аппликация кожей по берёсте отмечена на единичных изделиях, это древняя техника аппликации, неизвестная у других народов Севера» [КСМ 2002: 37]. югке мурр коавънэтЪ - резьба по дереву [ПМА: АА]. «Пожитки их составляют чугунные котлы, украшенные изрядной рез­ ной работой чашки, стаканы, ложки» [ГРГ: 52]. «В археологических культу­ рах предков саамов наиболее древние резные изделия из дерева относятся к более раннему периоду, чем обработка бересты. Они датируются эпохой же­ леза и найдены на территории Финляндии и Скандинавии. Это целые экзем­ пляры резных лыж и вёсел, украшенные однотипной контурной резьбой, со­ стоявшей из фигур наподобие скобки (эллипса) с развилкой на углах. Другие фрагменты древнесаамских лыж датированы IX-XI в. н.э. Они декорированы уже ленточно-плетёночной резьбой. В XIX - начале XX в. у саамов, особенно у русских, украшение дерева ленточно-плетёночными узорами встречалось редко. Лишь на единичных изделиях фиксировались элементы, которые с натяжкой можно отнести к ленточным мотивам. В резьбе по дереву ранне­ средневековая художественная традиция, заимствованная, очевидно, саамами из древнескандинавской культуры, просуществовала относительно недолго. Для обработки дерева, наряду с контурной резьбой, характерны иные приёмы орнаментации, получившие у кольских саамов исключительно широкое при­ менение на различных изделиях» [КСМ 2002: 59-60]. «На рубеже XIX - XX 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz