Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
туввнэ - штопать [ПМА: АА]. туввнэ - чинить (одежду, обувь), ставить заплату, латать [ССРРС: 96; СРС: 359]. тувнас - заплата [ПМА: АА]. тувнас - заплата, латка [СРС: 359]. тулльй - шкура [ССРРС: 97]; тулльй - шкура (крупного животного) [СРС: 362]. тэйтшэ коавънэтЪ - резьба по кости [ПМА: АА]. «Небольшие сумки снабжались костяными створками, украшенными художественной резьбой» [КСМ 2002: 27]. «Некогда распространённая у самов Кольского полуострова резьба по кости давно не имеет былого зна чения. В быту такие изделия почти не сохранились, мало их в музейных коллекциях. В публикациях прошлых лет о данном виде занятий имеются лишь разрозненные материалы. Резьбой по кости украшались кожаные ремни для верхней одежды и различные хозяйственно-бытовые изделия, сделанные преимущественно из оленьего рога. Это костяные затворы жен ских сумок, пряслица для веретён, игольники для игл и вязальных спиц, вырезанные из трубчатой кости ног оленя, ручки для подвешивания люлек, ножи и ножны стационарного и походного пользования, ножевидные ору дия для обработки коры, пороховницы, костяные принадлежности арканов для отлавливания оленей. Бляшками декорировались кожаные ремни, ко торые являлись обязательной принадлежностью меховых костюмов (ма лиц) саамских оленеводов. Декорирование костяными накладками соб ственного изготовления встречались в основном в восточных районах аре ала саамов, где влияние коми-ижемской культуры в XX в. было не настолько велико, как в центральной части Кольского полуострова [КСМ 2002: 65]. Кольские фигурные бляшки выглядят архаично. Они почти пол ностью повторяют костяные ременные накладки эпохи железа из северо восточной Норвегии [Там же: 66]. На различных бытовых изделиях из ко сти у кольских саамов выявляется существенная деталь: технические при 249
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz