Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

туввнэ - штопать [ПМА: АА]. туввнэ - чинить (одежду, обувь), ставить заплату, латать [ССРРС: 96; СРС: 359]. тувнас - заплата [ПМА: АА]. тувнас - заплата, латка [СРС: 359]. тулльй - шкура [ССРРС: 97]; тулльй - шкура (крупного животного) [СРС: 362]. тэйтшэ коавънэтЪ - резьба по кости [ПМА: АА]. «Небольшие сумки снабжались костяными створками, украшенными художественной резьбой» [КСМ 2002: 27]. «Некогда распространённая у самов Кольского полуострова резьба по кости давно не имеет былого зна­ чения. В быту такие изделия почти не сохранились, мало их в музейных коллекциях. В публикациях прошлых лет о данном виде занятий имеются лишь разрозненные материалы. Резьбой по кости украшались кожаные ремни для верхней одежды и различные хозяйственно-бытовые изделия, сделанные преимущественно из оленьего рога. Это костяные затворы жен­ ских сумок, пряслица для веретён, игольники для игл и вязальных спиц, вырезанные из трубчатой кости ног оленя, ручки для подвешивания люлек, ножи и ножны стационарного и походного пользования, ножевидные ору­ дия для обработки коры, пороховницы, костяные принадлежности арканов для отлавливания оленей. Бляшками декорировались кожаные ремни, ко­ торые являлись обязательной принадлежностью меховых костюмов (ма­ лиц) саамских оленеводов. Декорирование костяными накладками соб­ ственного изготовления встречались в основном в восточных районах аре­ ала саамов, где влияние коми-ижемской культуры в XX в. было не настолько велико, как в центральной части Кольского полуострова [КСМ 2002: 65]. Кольские фигурные бляшки выглядят архаично. Они почти пол­ ностью повторяют костяные ременные накладки эпохи железа из северо­ восточной Норвегии [Там же: 66]. На различных бытовых изделиях из ко­ сти у кольских саамов выявляется существенная деталь: технические при­ 249

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz