Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

из тёмных и светлых шкурок, снятых со спины водоплавающей птицы, кольские женщины шили в основном мозаичные коврики, аналогичные по форме и назначению коврикам из оленьих шкур [КСМ 2002: 28]. торрк - шуба [ПМА: АА; ГА]. «Торрка - старинный вид саамской женской одежды, давно вышед­ шей из употребления. По одним источникам, это короткая распашная одежда до бедра из овчины, оленьих шкур, шкурок лебедя мехом (пухом) внутрь, по другим - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь, короче печка (выше колен). Торрку делали нарядной: сверху покрывали сукном или дорогой тканью, обшивали низ рукавов и полы заячьим, песцовым или лисьим мехом и использовали как верхнюю праздничную одежду. Надева­ ли поверх юпы или сарафана, при сильном холоде её надевали на печок. В некоторых описаниях говорится, что саамы покупали торрку в Коле у рус­ ских. Вероятно, позднее саамские женщины стали шить эту одежду сами» [КУЛ: 19]. торрк - шуба [СРС: 358]. тряпка - кисти платка, скатерти; бахрома [ПМА: АА]. тубэрк - тоборки [ПМА: АА]. «Весной и осенью носят тобурки, голенища которых делают из ста­ рых выносившихся пимов или яров, а оголовье из тюленьей просмоленной кожи, подвергнутой этой обработке уже в сшитом готовом виде. Для про- смаливания тобурки ставят в таз, наполненный смоляной водой, внутрь также наливают эту жидкость. Просмоленная таким способом в течение полутора суток обувь уже не боится сырости» [ИвД: 67]. Повседневная обувь высотой до бёдер, шьётся в основном из тёмного меха ворсом нару­ жу, носится поверх меховых чулок, привязывается к поясу завязками [СРС: 359]. Рабочая обувь с длинными голенищами из старых выносив­ шихся пимов или яров, с оголовьем из тюленьей просмоленной кожи. За­ имствована у коми. Тоборки надевали на каньги, сшитые из мягкой, хоро­ шо выделанной кожи, или же вставляли внутрь липты [КУЛ: 28]. 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz