Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

ценностное осмысление и идеальное преобразование (проектирование же­ лаемого). К этому добавляется необходимое для всего этого межсубъект- ное взаимодействие людей - их духовное общение. Духовная культура су­ ществует в разнообразных формах, основными из которых являются ми­ фология, религия, искусство, философия [Солонин, Каган 2009: 216], наука, интеллектуальная и нравственная культура [Быстрова 2000: 57]. В-третьих, нет общепринятого определения и классификации духов­ ной культуры саамов. В «Саамской библиографии» [Саамская библиогра­ фия 2005] к духовной культуре саамов относят обряды и обычаи, игры, праздники, фольклор, сказки, легенды, предания, верования, ранние формы религии, культ сейдов. Народное искусство, музыка и песни в духовную культуру не включены. Ряд ученых, исследующих лексику духовной куль­ туры языков народов России, относит к ней мифологию, фольклор, обря­ ды, народную музыку, устное народное творчество [Аппоев 2003: 7], в ра­ боте других ученых к духовной культуре относятся также астрономиче­ ские термины, термины народного календаря, метрологические термины [Дондокова 2001: 5], религиозные воззрения и народные знания [Петров 1997: 173]. В данной работе за основу принято как наиболее адекватное цели и задачам настоящего исследования понимание культуры, предложенное Ю.М. Лотманом, который рассматривает культуру как совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения [Лот­ ман: 395]. К основным формам духовной культуры мы относим мифоло­ гию, религию, искусство, философию [Кармин 2001: 317; Солонин, Каган 2009: 216]. 3. Связь культуры народа и его языка Человек с детства усваивает культуру, в которой находится, а вместе с ней и язык, не только эту культуру отражающий, но и формирующий ее, так как язык по-разному фиксирует объективную реальность и человека в ней. Одной из функций языка является национально-культурная функ­ ция, связанная с накоплением и переработкой знаний о мире, обусловлен­ ных своеобразием этнической (национальной) культуры [Куликова, Сал- мина 2009: 111]. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz