Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

онных изделиях» [КСМ 1993: 57]. По мнению Косменко А.П., треугольни­ ки - символы ног водоплавающих птиц, которыми маркировались предме­ ты женского костюма и обихода саамов. На это указывают сюжеты саам­ ских сказок, в которых говорится, что украшением являлись красные лапки гусей и уток [КСМ 1993: 58]. «Данная традиция, сохранившаяся вплоть до XX в. только у кольских саамов, восходит к финно-угорской традиции украшения женского костюма металлическими зооморфными подвесками с лапчатыми привесками. Этнографические и другие материалы также да­ ют основание для достаточно веских предположений о том, что уже в ран­ нем средневековье саамы изготовляли их из различных материалов (метал­ ла, кожи, позже сукна), маркируя не только одежду, но и предметы глав­ ным образом «женского» обихода» [КСМ 2002: 36]. тёххъп - шахматный порядок треугольников, прямоугольников из сукна [ПМА: АА]. тёххъп - украшение (в виде цветных треугольников из сукна) [ССРРС: 92]. торячка виллькесь сунн - катушка (для ниток) [ПМА: АА]. торячка - катушка [ССРРС: 95]; сунн турэшшк - катушка ниток [СРС: 331]. тоххтэ куэшшь - шкура гагары [ПМА: АА]. «Для шитья различных изделий (кисетов, мешочков для мелких ве­ щей, ковриков) широко использовались и шкурки водоплавающих птиц, особенно гагар. При их изготовлении брались целые шкурки-«чулки» с птиц вместе с клювом, отдельные части со спины, а также перепончатые лапки с когтями» [КСМ 1993: 15]. Это древняя разновидность утилитарно­ декоративных материалов. На шитьё небольших сумочек и кисетов шли целые шкурки-«чулки» и отдельные её части: шкурки со спины, с пере­ пончатых лапок, сохранялись на изделии даже когти. В фондах Музея ан­ тропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург) хранится кисет, сшитый из гусиных лапок с когтями по краю изделия. В конце XX в. 247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz