Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

[КУЛ: 22]. «Ремень лопарского оленевода украшался металлическими и костяными бляшками, с ремня свисал амулет из медвежьего зуба» [КСМ 2002: 66]. тахтэсът, тафътэсът ышшътъя, корба - из кости шкатулки, коро­ бочки [ПМА: АА]. таххът - кость [ССРРС: 167; СРС: 347]. Материал для изготовления различных бытовых изделий у саамов. таххт нйввъл - костяная игла [ПМА: АА]. «Там же у меня хранится костяная игла длиной несколько более двух дюймов, круглая, резная, с отверстием на конце» [ШФР: 283]. «Костяные иглы (нивель) вышли из употребления, по-видимому, в еще далекие вре­ мена» [ВЛК 1996: 46]. тёпъ-налшэм кыръйнэз - треугольники [ПМА: АА]. «Треугольники из цветного сукна, уникальный вид украшения мехо­ вой одежды (женской) и многих предметов обихода, изготовленных не только из меха, но и из других материалов. Они прикреплялись к изделию при помощи узких ремешков различной длины с нанизанными на них раз­ ноцветными крупными бусами. Суконные подвески вырезались в виде крупных треугольников, свисающих с ремешков либо одной фигурой, либо «пучками» (равновеликими треугольниками красного, жёлтого или синего цвета). На меховых женских печках подвески были почти единственным видом декора. Суконные треугольные подвески прикреплялись также к длинным кожаным завязкам, стягивающим ворот печка, иногда с правой и левой стороны груди, к ремню, опоясывающему печок. Декоративными подвесками украшали также устье меховых рукавиц, переднюю часть ко­ роткой меховой обуви - канег, даже лопасти, прикрывающие уши, деви­ чьих головных уборов. Они наблюдались на детских колыбелях, меховых женских сумках, скатертях, предметах оленьей упряжи и других традици­ 246

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz