Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
Изучение духовной культуры саамов связано с рядом трудностей. Во-первых, в научной литературе до сих пор нет однозначной трак товки термина «культура», который имеет более 500 дефиниций [Столя- ренко, Самыгин, Ганиева 2007: 6]. Нет общего взгляда на пути изучения культуры, что приводит к методологическому разнобою. К настоящему времени культурологи выделяют много подходов в понимании и опреде лении культуры. Традиционно культуру делят на материальную и духов ную [Быстрова 2000: 68; Культура и культурология 2003: 311; Новая фило софская энциклопедия 2010: 348; Энциклопедический словарь по культу рологии 1997: 123]. В работах М.С. Кагана предлагается определение культуры как целостности специфически человеческих способов деятель ности и ее определенных плодов - материальных, духовных и художе ственных [Каган 2003: 26]. О «некорректности противопоставления духов ной и материальной культуры» говорит А.С. Кармин: «Область духовной культуры следует отделять не от «материальной» культуры, а от культур ных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения лю дей, т. е. от технологической и социальной культуры» [Кармин, Новикова 2004: 317]. Во-вторых, нет общепринятого определения понятия «духовная культура». Одни ученые трактуют термин «духовная культура» как сово купность нематериальных элементов; другие - как продукты материальной культуры. С точки зрения третьей группы ученых, произведения духовной культуры имеют материальное воплощение (книги, живопись, кино- и фотопленки). Нет единой точки зрения и на виды духовной культуры, к которым относят интеллектуальную, нравственную, художественную культуру, науку, религию; правила, образцы, эталоны, модели и нормы по ведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык, обычаи, нравы, образование и обрядовую практику [Викторов 2002: 19; Столяренко, Самыгин, Ганиева 2007: 18; Культура и культурология 2003: 311; Энциклопедический словарь по культурологии 1997: 123]. Однако все ученые сходятся в одном: наличие духовной культуры является специфи кой человеческого образа жизни; между духовной и материальной культу рами нет четкого отличия; множеством различных связей они проникают друг в друга и взаимодействуют. По мнению М.С. Кагана, «содержание духовной культуры определяется строением духовной деятельности чело века». Это три вида субъектно-объектных отношений: познание мира, его 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz