Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
Сакральная география народов Севера России стала темой моногра фии Н.М. Теребихина «Метафизика Севера». Ученый выстраивает целост ную концепцию философии культуры Севера, выявляет и истолковывает религиозные и культурные архетипы и символы. Отдельная глава моно графии посвящена географии и космографии саамской культуры [Тереби- хин 2004: 246-257]. Большой, уже известный материал о культуре саамов обобщен и до полнен новыми данными о жизни саамского народа в книге Н.П. Большаковой «Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем». По мнению самой Н.П. Большаковой, в работе сделана по пытка представить менталитет саамов в настоящее время, их сложные вза имоотношения с окружающей средой, властью и цивилизацией [Больша кова 2005]. В 2006 г. в Санкт-Петербурге выходит курс лекций «История культу ры Кольского Заполярья», в котором культура народов Кольского Севера, в числе которых саамы, рассматривается в контексте развития культуры Мурмана от древнейшей эпохи до современной [Мосолова, Ваганова 2006]. Задаче рассмотреть особенности репрезентации саамской культуры в этнографических источниках второй половины XIX - начала XX вв. по священа монография кандидата исторических наук О.А. Бодровой. В рабо те автор анализирует лексический уровень этнографических текстов, кото рый представляет большой интерес для исследования способов создания этнического образа саамов [Бодрова 2014]. Изучение религиозно мифологического комплекса в саамской культуре, предпринятое в диссер тации М.П. Широниной, позволяет более точно и полно представить эво люцию духовной жизни народа, при которой происходило наслоение но вых религиозных традиций на старые, что подготовило благоприятную почву для возможности последующего взаимодействия с религиозными формами, пришедшими из других культур [Широнина 2009]. Фольклору и мифологии саамов посвящено учебно-методическое пособие В.Б. Бакулы [Бакула 2016]. Таким образом, интерес к уникальной духовной культуре саамов Кольского полуострова появился давно, однако отдельным предметом ис следования ученых она не являлась. Несмотря на обилие этнографической литературы, точка зрения на духовную культуру саамов не была сформи рована. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz