Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Сакральная география народов Севера России стала темой моногра­ фии Н.М. Теребихина «Метафизика Севера». Ученый выстраивает целост­ ную концепцию философии культуры Севера, выявляет и истолковывает религиозные и культурные архетипы и символы. Отдельная глава моно­ графии посвящена географии и космографии саамской культуры [Тереби- хин 2004: 246-257]. Большой, уже известный материал о культуре саамов обобщен и до­ полнен новыми данными о жизни саамского народа в книге Н.П. Большаковой «Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем». По мнению самой Н.П. Большаковой, в работе сделана по­ пытка представить менталитет саамов в настоящее время, их сложные вза­ имоотношения с окружающей средой, властью и цивилизацией [Больша­ кова 2005]. В 2006 г. в Санкт-Петербурге выходит курс лекций «История культу­ ры Кольского Заполярья», в котором культура народов Кольского Севера, в числе которых саамы, рассматривается в контексте развития культуры Мурмана от древнейшей эпохи до современной [Мосолова, Ваганова 2006]. Задаче рассмотреть особенности репрезентации саамской культуры в этнографических источниках второй половины XIX - начала XX вв. по­ священа монография кандидата исторических наук О.А. Бодровой. В рабо­ те автор анализирует лексический уровень этнографических текстов, кото­ рый представляет большой интерес для исследования способов создания этнического образа саамов [Бодрова 2014]. Изучение религиозно­ мифологического комплекса в саамской культуре, предпринятое в диссер­ тации М.П. Широниной, позволяет более точно и полно представить эво­ люцию духовной жизни народа, при которой происходило наслоение но­ вых религиозных традиций на старые, что подготовило благоприятную почву для возможности последующего взаимодействия с религиозными формами, пришедшими из других культур [Широнина 2009]. Фольклору и мифологии саамов посвящено учебно-методическое пособие В.Б. Бакулы [Бакула 2016]. Таким образом, интерес к уникальной духовной культуре саамов Кольского полуострова появился давно, однако отдельным предметом ис­ следования ученых она не являлась. Несмотря на обилие этнографической литературы, точка зрения на духовную культуру саамов не была сформи­ рована. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz