Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

в идеологии, в мировоззрении саамов. На покрышках шаманских бубнов скандинавских саамов нанесены основные начертания узоров, которые встречаются и в орнаментах кольских саамов. Те знаки, которые расшиф­ рованы, позволяют судить о связи изобразительного искусства древних са­ амов с космогонией и верованиями их» [ВЛК 1939: 50; 1996: 49]. «Харак­ терной чертой саамского орнамента является всюду выраженный геомет­ рический стиль. Реалистическая его основа столь стилизована, что ни один из известных мне рисунков не позволяет приблизиться к понятию о пред­ метах, которые послужили основой для подражательной стилизации. Здесь мы не находим свойственных многим народам вариаций древесных расте­ ний. Животных или атрибутов. Лишь один орнаментальный мотив на го­ ловных уборах мужчин и женщин позволяет интерпретировать его как знак человека с распростертыми в стороны рукам и . На покрышках кол­ довских или шаманских бубнов скандинавских саамов нанесены основные начертания узоров, которые встречаются в орнаментах саамов России. Большинство знаков на бубнах, имеющих сходство с орнаментальными мотивами, имеют солярное значение: диск, ромб, квадрат» [ВЛК 1996: 49]. «Саамы широко применяли расписывание кожи (замши) узорами. Наибо­ лее старинные саамские росписи по коже датируются XVII-XVIII вв. (ри­ сунки на кожаных шаманских бубнах скандинавских и финляндских лопа­ рей, у кольских саамов расписные бубны не сохранились). В конце XIX - начале XX в. традиция расписывания бытовых изделий из кожи стала быстро исчезать. О расписных узорах на коже в настоящее время можно судить только по единичным музейным экземплярам скатертей. В первые десятилетия XX в. они стали интенсивно выходить из употребления. Для узоров кольские женщины использовали ольховую кору. Экстракт для росписей изготовлялся следующим образом: кора разжёвывалась и в каче­ стве краски использовалась кроваво-красная слюна. Такая краска на коже была практически нестираемой. Рисунки выполнялись палочкой, гусиным пером или гвоздём. Предварительно острым предметом набрасывались контуры рисунка, после чего при помощи упомянутых инструментов меж­ ду ними втиралась краска. Возможно, и кольские саамы расписывали свои бытовые изделия аналогичным способом. На музейных экземплярах саам­ ских «скатертей» расписные орнаменты выполнены исключительно тех­ нично, что свидетельствует о высокоразвитой традиции росписей по коже» [КСМ 2002: 36-37]. 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz