Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
в идеологии, в мировоззрении саамов. На покрышках шаманских бубнов скандинавских саамов нанесены основные начертания узоров, которые встречаются и в орнаментах кольских саамов. Те знаки, которые расшиф рованы, позволяют судить о связи изобразительного искусства древних са амов с космогонией и верованиями их» [ВЛК 1939: 50; 1996: 49]. «Харак терной чертой саамского орнамента является всюду выраженный геомет рический стиль. Реалистическая его основа столь стилизована, что ни один из известных мне рисунков не позволяет приблизиться к понятию о пред метах, которые послужили основой для подражательной стилизации. Здесь мы не находим свойственных многим народам вариаций древесных расте ний. Животных или атрибутов. Лишь один орнаментальный мотив на го ловных уборах мужчин и женщин позволяет интерпретировать его как знак человека с распростертыми в стороны рукам и . На покрышках кол довских или шаманских бубнов скандинавских саамов нанесены основные начертания узоров, которые встречаются в орнаментах саамов России. Большинство знаков на бубнах, имеющих сходство с орнаментальными мотивами, имеют солярное значение: диск, ромб, квадрат» [ВЛК 1996: 49]. «Саамы широко применяли расписывание кожи (замши) узорами. Наибо лее старинные саамские росписи по коже датируются XVII-XVIII вв. (ри сунки на кожаных шаманских бубнах скандинавских и финляндских лопа рей, у кольских саамов расписные бубны не сохранились). В конце XIX - начале XX в. традиция расписывания бытовых изделий из кожи стала быстро исчезать. О расписных узорах на коже в настоящее время можно судить только по единичным музейным экземплярам скатертей. В первые десятилетия XX в. они стали интенсивно выходить из употребления. Для узоров кольские женщины использовали ольховую кору. Экстракт для росписей изготовлялся следующим образом: кора разжёвывалась и в каче стве краски использовалась кроваво-красная слюна. Такая краска на коже была практически нестираемой. Рисунки выполнялись палочкой, гусиным пером или гвоздём. Предварительно острым предметом набрасывались контуры рисунка, после чего при помощи упомянутых инструментов меж ду ними втиралась краска. Возможно, и кольские саамы расписывали свои бытовые изделия аналогичным способом. На музейных экземплярах саам ских «скатертей» расписные орнаменты выполнены исключительно тех нично, что свидетельствует о высокоразвитой традиции росписей по коже» [КСМ 2002: 36-37]. 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz