Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
кулон - подвеска, кулон [ПМА: АА]. куэссътэ - красить кожу [ПМА: АА]. «Дублением кожи занимаются почти все лопари, но лишь очень не значительная часть кож идет в продажу: главная масса употребляется ло парями на свои нужды, из дубленых кож делают обувь, платье и т.п. Дуб ление делается следующим образом: сдирают с березы кору, причем от дирают лишь коричневый слой коры, находящийся под слоем верхней коры белого цвета (эта коричневая кора самими лопарями называется туб); березовую кору иногда заменяют, иногда смешивают с ольховой ко рой. Содранную кору кипятят в котле, куда, когда жидкость простынет, кладут кожи, где они и остаются от трех суток до недели; в этот период времени кожу время от времени разминают; затем вынимают из котла и дают ей высохнуть» [ХР 1890: 133-134]. «Посредством моченья выводят из них волосы; голые кожи кладут в дуб из березовой и ольховой коры составленный, в котором получают оне крепость и прочность; по тому идут в дело на обувь, на платье, на наволочки к перинам и проч.» [ОЗР: 77-78]. куэссътэ - дубить (кожу) [СРС: 138]; кустнэ - дубить (кожу- по стоянно; иногда, бывало) [СРС: 138]. куэшшь - кожа, шкура животного ( невыделанная ) [ПМА: АА]. «Кроме оленьих шкур для пошива и отделки одежды использовались дублёные кожи, лисьи, заячьи и бобровые шкурки, которые вырабатыва лись в домашних хозяйствах» [КУЛ: 5]. «Шапки носят с околышками, на которые употребляют российские лопари, по большей части, содранные с крыс шкурки» [ГРГ: 53]. «Из кусочков беличьих хвостов, нанизанных на шнур, изготавливались съёмные воротники, имевшие не только практиче ское, но и декоративное значение» [КСМ 1993: 14]. «Лисьи, заячьи, бобро вые, беличьи шкурки саамы использовали при декорировании отделки одежды» [ЛУК 1971: 120]. куэшшь - 1. кожа ( невыделанная ); 2. шкура (кроме оленьей) [ССРРС: 45]; 1. шкура мелкого животного; 2. кожа (выделанная шкура животного [СРС: 138]. 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz