Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
вэйе - кроить, выкраивать, раскраивать что [СРС: 34]; пёррэ вай - сделать (вырезать) выкройку [СРС: 35]; вэййе - кроить [ССРРС: 27] (см. ёдтэ). вэйемрувьт - ножницы для раскроя шкур [СРС: 300]. гарас - гарус, тонкая пряжа [ПМА: АА]. «Из гаруса, чаще всего синего или зелёного цветов, плели мужской шерстяной пояс - кушак, предназначавшийся для праздничной одежды» [КУЛ: 22]. ёдтэ - вырезать [ПМА: АА]. ёдтэ - резать, отрЕзать, разрЕзать, нарЕзать [ССРРС: 30]; ёдтэ - 1. резать, разрезать/разрезать, отрезать/отрезать что; 2. резать что и без доп. [СРС: 78] (см. вэйе, пыллэ). ёрръ - длинные меховые сапоги, сшитые из тёмных или белых койб (шкур с ног оленя), с подошвами из оленьих лбов. «Яры пришивались к огузенью (цегъ) из замши с застёжкой сбоку. Яры с огузеньем надевались поверх узких суконных или меховых штанов (комас-пукс). Внутрь вставлялись короткие меховые чулки или мягкие кань ги. В холодную погоду поверх яров надевали меховую короткую (до колен) обувь - «тобры»» [КУЛ: 25]. «При переездах на оленях одевали яры (иерь) - сапоги с длинными голенищами, верха которых оканчивались пришитыми к ним замшевыми штанами (огузенье)» [ВЛК 1996: 45]. Вторая национальная лопарская обувь. По форме похожи на пимы, лишь с той разницей, что по дошва у них из оленьего лба, а носок приподнят несколько кверху. Сверху к ярам пришиты огузенья, одеваемые вместо штанов, с застёжкой сбоку. Внутрь яров одеваются небольшие, короткие меховые чулки. Пимы и яры носят как мужчины, так и женщины и дети одинаковой формы, лишь с не большой разницей в цвете койб и обшивке сукном. В сильные морозы по верх яров или пимов надевают меховую ниже колен обувь «тобры». 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz