Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

граф отмечает, что свою историю саамы запечатлели в фольклоре: в леген­ дах о неком загадочном племени, которое они вытесняли с земли Кольско­ го полуострова, в сказаниях о длительном периоде «подземной» войны и трех нагонах в течение ее. О каждом нагоне саамы складывали саги [Чар­ нолуский 1962: 9]. Ученый записал слова, которыми саамы обозначали разные жанры фольклора. В.В. Чарнолуский был первым этнографом, ко­ торый работал у саамов Кольского полуострова после Октябрьской рево­ люции. Его наблюдения тем более ценны, что это было время (конец 1920­ х гг.) перед коллективизацией, когда хозяйство коренного народа, в част­ ности оленеводство, и вся их культура еще сохраняли свои традиционные черты. Огромен вклад В.В. Чарнолуского в изучение и сохранение саам­ ского фольклора. Многие собранные им материалы остаются еще неопуб­ ликованными и хранятся в фондах музеев или в частных коллекциях. Большое внимание вопросам изучения самобытной культуры абори­ генов уделял В.К. Алымов, исследователь коренного населения края. Осо­ бенно важна роль В.К. Алымова в создании в конце 1920-х гг. Общества изучения Мурманского края, которое объединило в своем составе краеве­ дов и исследователей Мурмана и в 1927-1928 гг. издало «Доклады и сооб­ щения», посвященные в том числе и вопросам изучения самобытной мате­ риальной и духовной культуры саамов. В книге В.К. Алымова «Лопари» находится богатый материал о семейном укладе, родильном обряде, уходе за детьми, детских игрушках и играх. Отдельная глава посвящена лопар­ скому фольклору. В частности, он характеризует верования лопарей в «хо­ зяев» леса, рек, гор, рассказывает о поклонении саамов сейдам, о вере в колдунов-нойдов, о саамских песнях, ценными являются образцы расска­ зов о сейдах, сказок и сказаний, представленных в этой книге [Алымов 1930]. Источниками изучения духовной культуры и лексики, ее отражаю­ щей, является фольклор, интерес к которому возобновился с середины XX в. Результатом экспедиций под руководством Г.М. Керта по сбору фольклорных, этнографических и топонимических материалов саамов Кольского полуострова явились сборники образцов саамской речи: «Об­ разцы саамской речи, материалы по языку и фольклору саамов Кольского по­ луострова (кильдинский и иоканьгский диалекты)» (1961), «Образцы саам­ ской речи» (1988), сборник «Саамские сказки» (1962). Богатый этнографи­ ческий и лексический материал хранится в аудиозаписях йоканьгского, но- 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz