Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

чунне чонт кошшкта с кядкагуэйм сиссенЪ - гусиное горло [ПМА: АА; ММ; НА]. Высушенное гусиное горло употреблялось для изготовления погре­ мушек. чуэррь (мурр) вечра куэмдас такгкэм гуэйка - колотушка для буб­ на [ПМА: АА]. Необходимый атрибут для кикования (магических действий) шама­ на. В настоящее время используется в сценических действиях - ритуаль­ ных танцах, театральных постановках. «Сделан он из рога оленя так, что два крайние ответвления завершаются вилообразно и приобретают вид ножниц, оставшаяся часть ствола приспосабливается под рукоятку. Этим молоточком они ударяют в тимпан24 не столько для того, чтобы вызвать какой-то звук, сколько для того, чтобы этим ударом двинуть кольцо, по­ ложенное на коже или оболочке, которое, двигаясь по кругу по фигурам, нарисованным на тимпане, в конце концов может указать на то, что необ­ ходимо для принятия решения» [ШФР: 158]. вёччер - молоток [ССРРС: 18]. шэрдэск - погремушка [ПМА: АА; ММ; НА]. ср.: шэрэдэ - греметь [ПМА: АА]; 1. шуметь, греметь (о мелких предметах, о погремушках ); 2. шуметь, греметь чем (напр. погремушкой) [СРС: 417]. Погремушки изго­ товлялись из зоба птицы (куропатки, тетерева и др.), из ракушек. Полость наполнялась маленькими камушками, песком, в зависимости от этого у по­ гремушек получался разный звук. 24 Имеется в виду шаманский бубен, но т.к. во времена Шеффера специального термина для его обозна­ чения ещё не существовало, ученый использует названия подобных музыкальных инструментов: бара­ бан, тимпан и тамбурин. Тимпан - ударный музыкальный инструмент, напоминающий небольшой, плос­ кий, с широким ободом барабан. Кожа на тимпан, как и на барабан, натягивалась с двух сторон [ШФР, 431]. 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz