Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

навьт - завывалка [КСЛ: 169]. Изготовлялась из любой подручной щепочки, в которую продевалась нитка, при натяжении нитки щепочка вращалась с большой скоростью и издавала характерный завывающий звук. «Становится несостоятельным и утверждение, что у саамов якобы нет музыкальных инструментов. По ини­ циативе руководителя Ловозерского ансамбля песни и пляски В.Д. Гуринова воссоздаются забытые национальные инструменты» [БЛВ: 38]. «Тогда были отмечены как воссозданные забытые национальные ин­ струменты навът завывалка, хоуфф жужжалка, кетах колокольчики, при­ думанные самими участниками ансамбля - постучалки, оленьи копытца, природные камушки» [КСЛ: 169]. нурр пудзъя чуарва - рожки молодого оленя [ПМА: АА; ММ]. Рога использовались для изготовления постучалок. чуэррьв - рог [ССРРС: 109]; пудзэ чуэрьв - оленьи рога [СРС: 407]. нуэйт куэммдэс - бубен шамана [ПМА: АА; ММ; ЛГ]. «Материалом одного из специфических образцов саамского бубна - чашеобразного ти­ па - является березовый или сосновый нарост - кап» [СЛВ: 12]. оаллвэ - завывать [ПМА: АА; ММ]. Звук, издаваемый завывалкой оаллвэ - выть (о звере) [ССРРС: 66]; выть (сильно, громко - о жи­ вотных); рыдать, плакать (сильно, громко) [СРС: 230]. оаресъ пудзэ (ёрък) чуэрьв вэдт - основание рога самца оленя [ПМА: АА]. Использовалось для изготовления колотушки саамского бубна. «Ос­ новной корпус инструментария составляют кости и иные анатомические части животных - рога, копыта, шкура и сухожилия оленя, медвежьи, вол­ чьи клыки и когти, щучьи и лосиные зубы, горло арктической гагары, те­ 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz