Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

чувства, свою любовь либо самому себе, либо предмету своей любви» [ХР 1890: 377]. «Ввиду этого, хотя среди лопарей и существует лирика, она яв­ ляется скорее произведением одного лица, вместе с которым она исчезает, а не произведением народа, так как лирическое произведение, сделавшееся достоянием общим, всего народа, переходит в произведение эпическое» [Там же: 378]. «Лирическая песня может стать эпической благодаря при­ ставкам при передаче её другим лицом» [ЛВВ: 95]. пэръмусс лыввтъей - лучший певец [ПМА: АА; ММ; НА]. Искусство лучших певцов состоит в импровизации [Нем-Данч 1877: 208]. «Хорошие певцы прекрасно владеют приёмами подражания в музыке голосам птиц, людей, о которых сочиняют свои песни. Многие песни ис­ полняются с юмором» [ТРВ: 144]. руэнъсэссъ лаввл, луввът, лыввьт - веселая песня [ПМА: АА]. «Встречаются у лопарей и песни шутливого содержания, над кото­ рыми они сами же откровенно посмеиваются. Такие песни имеют иногда сатирический смысл» [ЛВВ: 94]. суммь - мелодия, мотив [ПМА: АА; ММ; ЕО; НА]. «Лирические песни кольских саамов занимают особое место в их бы­ ту. Возникновение и исполнение саамских песен чаще всего связано с оле­ неводством. В долгие ночи пастьбы оленей песня помогает пастуху ото­ гнать волков от стада, предупреждая этих свирепых хищников о том, что в стаде есть люди. По словам старых саамов, песня помогает пастуху со­ брать разбежавшихся оленей, так как она слышна на более далёкое рассто­ яние, чем крик. Кроме того, песня прогоняет сон и облегчает оленеводам ночную охрану стад. До коллективизации саамам-оленеводам нередко приходилось пасти своё стадо в полном одиночестве, песня в этом случае помогала преодолеть тоску и страх перед безмолвием бескрайней тундры» [Сенк-Гдк: 127-128]. «Любят также лопари песни петь. Пением часто оглашается тишина лапландских тундр, рек и озёр. Поют они однообразно и уныло, непривычному неприятно их пение. Поют про всё, что увидят или 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz