Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
В 1911, 1912, 1914 и 1917 гг. в «Известиях Архангельского общества изучения русского Севера» были опубликованы статьи известного полярника В.Ю. Визе по отдельным вопросам саамской этнографии и фольклора. Научная ценность статей, посвященных саамским сейдам, музыке и эпосу, в том, что в них содержится не только обильный фактический материал, но и глубоко научная его интерпретация [Визе 1911, 1912]. В.Ю. Визе отметил живучесть языческих верований в среде лопарей: «И сейчас еще почитание сейдов не совсем исчезло среди лопарей и < ...> в частностях своих имеет много общего с культом сейд древних лопарей. Тот факт, что Н. Харузин 25 лет тому назад не мог найти и следа почитания сейдов у современных ему русских лопарей, объясняется, конечно, только тем, что этот ученый не был в глухих местах Лапландии, ограничившись только легко доступ ными местностями, и за время своего короткого пребывания в этой обла сти не мог тесно сблизиться с лопарями и войти в их доверие». Верования в происхождение сейдов вследствие окаменения нойдов Визе объясняет анимистическим мировоззрением коренного народа [Визе 1912 (10): 458 459]. Этнографические исследования среди саамов в России после первой мировой войны, октябрьских событий и гражданской войны возобнови лись только в конце 1920-х гг. благодаря Карело-Мурманской комиссии Русского географического общества во главе с Д.А. Золотаревым [Золота рев 1927, 1928, 1930]. В состав лопарской экспедиции с целью антрополо гического и медико-гигиенического изучения саамов Кольского полуост рова, кроме профессора Д.А. Золотарева, вошли врач Ф.Г. Иванов-Дятлов и этнограф В.В. Чарнолуский. Ученым удалось собрать сведения о похо ронно-погребальном обряде, быте, нравах и мировоззрении лопарей, народной медицине и ветеринарии [Золотарев 1930, Иванов-Дятлов 1928]. Ценными источниками сведений о духовной культуре кольских са амов стали книги этнографа В.В. Чарнолуского, который неоднократно бывал на Кольском полуострове и собрал богатый материал о быте, веро ваниях, фольклоре народа Севера [Чарнолуский 1965, 1972], впервые запи сал миф об олене Мяндаше, особом божестве лопарей. Долгое время этот миф хранился ими в глубокой тайне, поэтому материал, собранный В.В. Чарнолуским, позволил пролить свет на дохристианские верования саамов, связанные с диким северным оленем [Чарнолуский 1966]. В статье «О саамах и их сказках», открывающей сборник «Саамские сказки», этно 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz