Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

не существовало своих музыкальных инструментов; музыкальные эмоции они выражали посредством пения. По-видимому, этим, т.е. отсутствием музыкальных инструментов, подчиняющих пение звуковым закономерно­ стям инструмента, объяснется отсутствие песен с определенным мотивом. Самой характерной чертой саамского песенного искусства следует считать еще и до сих пор сохранившуюся песню - импровизацию. Саамские песни лишены художественных образов. Они представляют импровизацию с со­ вершенно конкретным содержанием. Во всех случаях импровизации у са­ амов песне предшествует известное явление, заставляющее обратить на себя особенное внимание, затем - творческий процесс создания песни и лишь после этого исполнение» [ВЛК 1996: 67]. «Когда же к Лопарю прие­ дет гость или знакомой из Колян, то женщины и мужчины тотчас склады­ вают на своем языке песню, в которой гостя много раз называют по имени, описывают его рост, вид и убор с головы до ног, и поют из всей силы, при­ бавляя к речам оооо, и притопывая ногами, так что от крику осипают» [ОЗР: 79]. «Импровизация является основой кольско-саамской песенной лирики. Саамский певец стремится не столько выразить свои переживания, сколько изобразить кусочек реальной действительности, субъективно им воспринятой, поэтому основные образы его песен - объективные образы человека, животного, птицы, явления природы или вещи. В музыкальных образах зверей и птиц воссоздаются характерные для них движения, а ино­ гда имитируются звуки их голосов в своеобразных припевах. Импровиза­ ционных элементов были лишены только магические песни-заклинания, так как саамы верили, что при изменении хотя бы одного слова заклинание не поможет» [Сенк-Гдк: 144]. «У лопарей существует множество песен, сложившихся в новое время. Несмотря на то что лопари стали в последнее время охотно заимствовать русские песни, но и их собственные произве­ дения с каждым годом растут всё больше и больше. Современные произ­ ведения народной поэзии можно подразделить на песни и рассказы, или бывальщины. По своему содержанию и те и другие совершенно одинако­ вы. Вся разница между ними в том, что песня поётся, а бывальщина сказы­ вается. Содержание тех и других почерпается из самой обыкновенной, обыденной жизни. Лопарская жизнь настолько несложна и однообразна, что всякое событие, чуть-чуть выходящее из ряда обычных, уже заинтере­ совывает население погоста и представляет достойный материал для песни или бывальщины. Лопарские песни представляют драгоценный материал 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz