Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
ние. Песен исторического или легендарно-мифологического характера <...> у саамов встречать не приходилось. Обычно распеваемые песни свя заны < ...> с охотой, оленеводствов, сватовством и женитьбой, поездкой в гости и т.п.» [ВЛК 1996: 67]. «У лопарей нет таких песен, которые бы пе лись во всей Лапландии. Каждый лопарь сочиняет песню во время пения или перед тем, как хочет петь. Песни у них самые простые и по всякому случаю. Поехал лопарь в лес за дровами и запел песню о том, как он едет, как бегут олени, какой олень у него хороший, какой непослушный. Дальше запоет о том, как будет рубить дрова, как привезет их домой. Встретится по дороге пасущийся олень - запоет о том. Как пасется олень. Так поют многие народы - те, о которых обыкновенно говорят, что они стоят на низших ступенях культуры» [АЛМ 1930: 53]. «В однообразном журчании водных потоков и струй на незамерзающих даже зимой порогах и в за унывных ритмичных криках какой-нибудь птицы кольских тундр нельзя не заметить некоторого сходства с однообразно повторяющимися краткими попевками саамских песен. Возможно, что природа оказала некоторое вли яние на ритмику саамских песен. Хотя это нельзя понимать упрощённо. Исключительное развитие тенденции к повторности в кольско -саамской лирике может быть отражением той архаической ступени в устно поэтическом творчестве, которую в своё время пережили и другие народы» [Сенк-Гдк: 130-131]. «Характер пения у саамов - мужчин и женщин - по чти одинаков. Женский голос несколько резче подчёркивает различные форшлаги и вибрато» [ЧЛК: 115]. луйххкэмь лаввл - песня-плач [ПМА: АА]. лыввьт - саамская песня (со словами) [ПМА: АА; НА; ММ]. «Природа Лапландии прекрасна. Горные вершины ее веют диким ве личием своих громад, зеркальные плесы озер, извивы порожистых рек, уз кие поросшие зеленью и даже шиповником на Туломе долины - перепол нены истинно идиллическими красотами. Где же и петь, как не здесь, ли цом к лицу с этою природой? Занятия лопарей - оленеводство и рыболов ство - сами собою вызывают песню из груди человека» [Нем-Данч 1877: 197]. «Сколько известно, у саамов России, так же как и у скандинавских, 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz