Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

обращает на себя внимание непомерная вибрация, которой они поют почти каждую ноту. Эта вибрация настолько сильна, что иногда бывает трудно уловить определённый тон: звук всё время как бы качается вверх и вниз, задевая соседние полутоны. Вторым характерным свойством лопарского пения является постоянная смена грудных звуков с горловыми; получается впечатление, как будто лопарь всё время «срывается». С хоровым пением лопари совершенно незнакомы. У них встречается исключительно сольное пение» [Визе: 483]. «У лопарей не только не отсутствует музыка, но этот немногочисленный народ обладает своей оригинальной музыкой, в выс­ шей степени характерной и своеобразной» [Там же: 485]. «Мы имеем тут дело с очень древней музыкой» [Там же: 486]. «Тяжелый бесконечный труд не часто сопровождается у лопаря песней. Лопарь в своей песне мо­ жет рассказать лишь о том, что происходит с ним в жизни: ловит рыбу - споет в песне о том, что попалась ему жирная семга, и ему хорошо, что она попалась; охотится - споет об удачной охоте; выходит девушка замуж в песне споет, что она выходит; поймали дикого ирваса (молодого самца) - споют про то, как поймали. Бесконечно может повторять лопарь такую свою песню: ей нет конца. Но есть у него и другие песни, которые сложе­ ны давно, передаваемые из рода в род. В этих песнях отражается прекрас­ ная и суровая родина лопарей - Лапландия, ее озера, звери, птицы. Такова песня о лебеде, разлюбившем свою лебедку. Но такие песни редки. Обыч­ ная, будничная лопарская песня заунывна и тосклива до однообразия, од­ нообразна до скуки. Эти бесконечные, однообразные песни почти без со­ держания, унылые и медленно тягучие, рождены бесконечной тяготой и тоской лопарского житья. Каков народ - такова песня; какова народная до­ ля - такова народная песня» [ДРЛ: 75-77]. «Исполняются песни также не любым произвольным стилем, а придерживаясь того или иного известного саамам и эстетически принятого мотива. Можно уловить в саамских пес­ нях множество мотивов. Вибрация звуков, однако, столь многообразна и необычна, что уловить их и запомнить мотив музыкально неискушенному слушателю трудно. Саамские песни весьма архаичны по своей форме и со­ держанию. Они уводят нас в истоки человеческой песни вообще, когда пе­ ние, наряду с функцией увеселения и выражения половой силы, играло ре­ лигиозно-магическую и хозяйственно-организующую роль. По содержа­ нию известные нам песни весьма просты и выходят за пределы семейно­ хроникального и шуточного порядка, исключая религиозно-обрядовое пе­ 194

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz