Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
лаввлэ инн пайя - петь полным голосом [СРС: 151]. лавлсэ - петь (что) быстро [СРС: 151]. лоавлче - певать (бывало, иногда ) [СРС: 152]. луввът - саамская песня [ССРРС: 194]; своеобразная саамская песня [ССРРС: 52]. «Песни свои лопари поют визгливым голосом, преимущественно фальцетом. Певец упражняется всё время на двух или трёх нотах, вскрики вая и снова затихая и сильно растягивая перелив одной и той же ноты. Весьма удачное сравнение этой песни с журчанием ручья дано Немирови чем-Данченко. Непременной принадлежностью всякого напева являются всякие вставки вроде «ла, ла, ла» или «го, го, го», которые с особенным усердием выделываются лопарём или лопаркой слегка гортанным или но совым акцентом. Каждая песнь ужасно растягивается благодаря именно этим вставкам, так что записывать приходилось по кусочкам. Петь могли вдвоём в унисон или несколько человек» [ЯЩН: 26]. «Однообразные мо тивы песен веют окружающею лопаря природой. Напев их представляет постоянное повышение и понижение тона на терцию. Лопарская песня чрезвычайно напоминает переливание воды в ручье, тихое журчание пото ка. Помимо своей поэтичности, сказки и песни этого народа дадут этно графу богатый материал для заключения о старине лопской... В тех же песнях особенно рельефно обнаруживается преданность лопаря к своей родине, мягкость и нежность его чувства, миролюбие и способность его к глубокой любви, делающее это честное и благородное племя чрезвычайно симпатичным для этнографа» [Нем-Данч 1877: 213]. «Саамские народные песни исполняются обычно в очень быстром темпе. В них ярко выражена стихия движения - бег оленей, колебание волн, движение иглы в руках шьющего. Характерной чертой саамских народных песен служит наличие в них лейтмотивов. Лейтмотивы - это музыкальные символы-рисунки гор, рек, озёр и т.д., к ним же относятся темы тундры, бега оленей, оленей- быков, человека, ловли рыбы» [ТРВ: 144]. «Прежде всего в пении лопарей 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz