Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

- Про что у вас в старых песнях поется? - спрашиваю я в другом ме­ сте, в Роснаволоке. - Про девок, про мужиков, про оленя, про то, как тоскует жених по невесте, как жена по муже скучает. - А говорят, у вас нет прежних песен - забыли? - Врут. Про охоту поем» [Нем-Данч 1877: 198]. «Гости (на свадьбе - Б.В.) стали петь и притом исключительно русские песни. Девушки, смот­ ревшие на пир, пробовали очень тихо и слабо петь: «Ах, Вы сени, мои се­ ни», «А мы просо сеяли» и др. песни. Только вотчим, сильно выпивший, вместо лопарской песни неоднократно исполнял мотив с завыванием, в ко­ тором звучала своеобразная музыка» [ЗЛТ 1927: 18]. лаввл - русская песня [ПМА: АА]. лаввл - песня [ССРРС: 48]; самъ, рушш лаввл - саамская, русская песня [СРС: 151]. лаввлэ - петь/спеть что [СРС: 151]. «Лопарь любит петь и поёт почти всегда, где только ему не мешает работа или суеверный страх перед божеством. Никогда не запоёт лопарь в лесу, где Мец-хозяин требует тишины, не запоёт он никогда проходя или проезжая мимо древнего, ныне уже брошенного капища. Но при рыбной ловле, при охоте, при домашней работе, в кегорах, во время своих путеше­ ствий он любит петь и поёт» [ХР 1890: 376]. «Зимою на посидках (упо­ требляя более подходящее русское слово) туломская и сонгельская моло­ дежь поет любовные песни, каждый своей девушке. Песни эти иногда им­ провизируются на месте. В том и состоит искусство лучших певцов. В по­ следнее время в обычай стали входить мотивы русских песен. Прежде бы­ ли свои: старухи их и до сих пор помнят. Я слышал один мотив - такой же, как и все лопарские - однообразный, гортанный. В одном «кентище» при­ шлось мне встретить старую лопарку, которая помнила песню, сложенную в честь ее. Песня эта была чрезвычайно оригинальна: девушка чествова­ лась в ней, как «белая важенка». Важенка - по лопарски алтт, самка оленя на пятом году. Говорилось, что у нее после замужества будет много вуазыт (телят) и все белые, что ее кунбас или кондас (олень, самец) должен гор­ диться такою красавицей» [Нем-Данч 1877: 208]. « - А она пела? - Как еще! Бывало как запоет - старики плачут» [Нем-Данч 1876: 168]. 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz