Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Оставшиеся при языческом своем суеверии лопари погребают слав­ нейших своих стрельцов поблизости тех мест, где приносят богам своим жертвы [ГРГ: 56]. Саамы хоронили умерших на кладбищах, возникновение которых по времени совпадает, по-видимому, с появлением у них пого­ стов, т.е. с концом XVI - началом XVII в. Поскольку у саамских обществ было два погоста - зимний и летний, то на каждом располагалось кладби­ ще. Если расстояния между погостами были небольшие, то имели по од­ ному кладбищу. Места для кладбищ выбирали на высоких, сухих местах, чаще всего «за водой» (на островах, за рекой, за ручьём), так как вода счи­ талась надёжной преградой, препятствующей возвращению умершего в мир живых [ВЛК 1996: 57; ЛУК: 115]. Древние лопари хоронили своих умерших в лесах, на горах, по берегам рек и озёр, подальше от погоста. Если же человек умер во время перекочёвок, то его хоронили недалеко от того места, где он умер [ПМА: АА; ХР 1890: 323]. В этом случае над моги­ лой ставили крест или какую другую метку [ПМА: АА; RAE: 236]. jamej-ruhkSm-sajj - кладбище [ITK: 49]. tsiekkam-saij - кладбище, ме­ сто захоронения [ITK: 661]. 14. Лексика народного искусства 14.1. Песенное творчество йуук кёссей луввът - заунывная песня [ПМА: АА]. кёлл оалтэнч - звонкоголосая (о певице) [ПМА: АА; НА; ММ]. Женщины саами поют главным образом в процессе ручной выделки оленьих шкур и во время шитья обуви и одежды из оленьих шкур, кроме того, на свадьбах и некоторых семейных праздниках. Довольно значитель­ ный процент саамской лирики составляют песни, воспевающие отдельных оленей, чаще всего - лучших особей в стаде, принадлежащих певцу и со­ здателю данной песни или его семье. Образы оленей вводятся в свадебные и другие песни. Кольско -саамская песенная лирика отличается очень большой примитивностью. Текст лирических песен чаще всего бывает 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz