Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
Оставшиеся при языческом своем суеверии лопари погребают слав нейших своих стрельцов поблизости тех мест, где приносят богам своим жертвы [ГРГ: 56]. Саамы хоронили умерших на кладбищах, возникновение которых по времени совпадает, по-видимому, с появлением у них пого стов, т.е. с концом XVI - началом XVII в. Поскольку у саамских обществ было два погоста - зимний и летний, то на каждом располагалось кладби ще. Если расстояния между погостами были небольшие, то имели по од ному кладбищу. Места для кладбищ выбирали на высоких, сухих местах, чаще всего «за водой» (на островах, за рекой, за ручьём), так как вода счи талась надёжной преградой, препятствующей возвращению умершего в мир живых [ВЛК 1996: 57; ЛУК: 115]. Древние лопари хоронили своих умерших в лесах, на горах, по берегам рек и озёр, подальше от погоста. Если же человек умер во время перекочёвок, то его хоронили недалеко от того места, где он умер [ПМА: АА; ХР 1890: 323]. В этом случае над моги лой ставили крест или какую другую метку [ПМА: АА; RAE: 236]. jamej-ruhkSm-sajj - кладбище [ITK: 49]. tsiekkam-saij - кладбище, ме сто захоронения [ITK: 661]. 14. Лексика народного искусства 14.1. Песенное творчество йуук кёссей луввът - заунывная песня [ПМА: АА]. кёлл оалтэнч - звонкоголосая (о певице) [ПМА: АА; НА; ММ]. Женщины саами поют главным образом в процессе ручной выделки оленьих шкур и во время шитья обуви и одежды из оленьих шкур, кроме того, на свадьбах и некоторых семейных праздниках. Довольно значитель ный процент саамской лирики составляют песни, воспевающие отдельных оленей, чаще всего - лучших особей в стаде, принадлежащих певцу и со здателю данной песни или его семье. Образы оленей вводятся в свадебные и другие песни. Кольско -саамская песенная лирика отличается очень большой примитивностью. Текст лирических песен чаще всего бывает 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz