Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

сильных притеснений. Могилы либо просто засыпали землёй, либо, покрыв покойника слоем земли, остальное пространство заваливали камнями. Обыкновенно на третий день после похорон, иногда в самый день похорон кладут на могилу те или иные предметы: тупой топор, рыболовные снасти, ложку, сани: сани, на которых привезли покойника, опрокидывали на моги­ лу полозьями вверх. Ещё реже клали под сани куски оленьего мяса или хле­ ба и небольшой сосуд с водкой. Всё это делалось, по словам лопарей, чтобы умерший мог на том свете ездить, ловить рыбу, рубить деревья, как он это делал во время земной жизни [ХР: 324-325; ВЛК 1996: 57]. У саамов в древ­ ности наблюдалось три типа могил: 1) покойников хоронили в естественных углублениях скал или заваливали в каменных осыпях; 2) до половины зары­ вали труп в землю, сверху заваливали камнями; 3) рыли неглубокие могилы, обкладывали их каменьями, сверху также выкладывали свод из камней. В голову и в ноги покойнику полагали большие камни [ВЛК 1996: 57]. Глуби­ на могил в Чальмны-Варрэ колеблется от 40 см до 1 м. Глубина погребений в Иоканге не превышает 60 см. После того как гроб опускали в могилу, за­ сыпали землёй и устанавливали деревянное надгробие, на могиле обяза­ тельно оставляли затупленный топор, разную утварь, пищу. Это были пере­ житки языческого обряда. В 1970-е гг. были проведены раскопки кладбища каменских саамов. Все погребения хронологически относились к концу XIX - началу XX в. Среди намогильных сооружений в Чальмны-Варрэ вы­ делялись два основных: наиболее старые погребения имеют овальную фор­ му и круговую обкладку из валунов; внутри каменного овала в ногах стоит крест, надгробие в виде прямоугольного дощатого ящика из-за давности по­ крыто почвенным слоем. Более поздние погребения имеют прямоугольное дощатое надгробие в виде ящика с плоской или двускатной крышей и стоя­ щим на нём в ногах крестом; с внешней стороны надгробия. У головы и ног лежит по нескольку валунов [ЛУК: 116-117]. По захоронении вокруг мо­ гильного холма топором обводят черту, которую тем же топором пересека­ ют несколько раз с той целью, чтобы покойник не мог перейти черту и вре­ дить людям [ВЛК 1996: 57]. яммъе каллъм - могила [ССРРС: 35; СРС: 98]. яммъе сайй - место погребения, яммъе сыййт, яммъе ланнЪ - клад­ бище, город мертвых [ПМА: АА; ГА; ГВ; ГА]. 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz