Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

ных защитить его от нее» [Там же: 189]. Ряд важных замечаний о верова­ ниях саамов содержится в курсе лекций В. Харузиной по этнографии, в ко­ торых изложены «верования малокультурных народов» [Харузина 1909]. В монографии Н.Н. Харузина «Русские лопари», которая «на долгое время стала основным источником сведений по этнографии саамов» [Вол­ ков 1996: 8], четвертая глава посвящена древней религии лопарей и следам древних верований среди современных этнографу русских лопарей. В пятой главе говорится об обрядах жизненного цикла, семейном и общественном быте кольских саамов. Шестая глава посвящена народному творчеству и анализу саамского фольклора. Ценность труда Н. Харузина состоит в том, что в нем собраны подробные сведения об обрядах и обычаях русских лопа­ рей разных погостов, проведено сравнение мифологических представлений западных и российских саамов, проанализировано влияние христианства на мировоззрение коренного народа. О самобытности духовной культуры саамов, о том, что она пред­ ставляет большой познавательный и научный интерес, писал священник К. Щеколдин, который собирал саамский фольклор [Щеколдин 1890]. Мировоззрение коренного народа интересовало ученого-практика А.П. Энгельгардта, который оставил в своих путевых записках сведения о жертвенных местах саамов [Энгельгардт 1897: 60]. Однако в работах русских исследователей и путешественников вплоть до начала XX в. зачастую «представления о лопарях слагались на основании описаний западных лопарей» [Золотарев 1928: 5; Кельсиев 1878: 6]. В то же время духовная культура саамов Кольского полуострова не была отдельным предметом исследования ученых. На отсутствие моно­ графических описаний культуры саамов до революции указывал З.Е. Черняков. Отправной точкой изучения этнографии саамов ученые дол­ гое время признавали книгу Н.Н. Харузина «Русские лопари». Это связано с тем, что научный интерес к истории и культуре Мурмана появился толь­ ко в конце XIX - начале XX вв., когда мурманский регион стал предметом исследования историков, географов, этнографов В.Ю. Визе, М. Кастрена, А.Н. Кельсиева, С.В. Максимова, В.И. Немировича-Данченко, Н.Н. Харузина и др., писателей М.М. Пришвина, К.К. Случевского и др., художников А.Н. Бенуа, В.В. Верещагина, К.А. Коровина и др. В это время появляется образ представителей коренного северного народа, его культу­ ры [Мосолова, Вагинова 2006: 23]. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz