Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
ных защитить его от нее» [Там же: 189]. Ряд важных замечаний о верова ниях саамов содержится в курсе лекций В. Харузиной по этнографии, в ко торых изложены «верования малокультурных народов» [Харузина 1909]. В монографии Н.Н. Харузина «Русские лопари», которая «на долгое время стала основным источником сведений по этнографии саамов» [Вол ков 1996: 8], четвертая глава посвящена древней религии лопарей и следам древних верований среди современных этнографу русских лопарей. В пятой главе говорится об обрядах жизненного цикла, семейном и общественном быте кольских саамов. Шестая глава посвящена народному творчеству и анализу саамского фольклора. Ценность труда Н. Харузина состоит в том, что в нем собраны подробные сведения об обрядах и обычаях русских лопа рей разных погостов, проведено сравнение мифологических представлений западных и российских саамов, проанализировано влияние христианства на мировоззрение коренного народа. О самобытности духовной культуры саамов, о том, что она пред ставляет большой познавательный и научный интерес, писал священник К. Щеколдин, который собирал саамский фольклор [Щеколдин 1890]. Мировоззрение коренного народа интересовало ученого-практика А.П. Энгельгардта, который оставил в своих путевых записках сведения о жертвенных местах саамов [Энгельгардт 1897: 60]. Однако в работах русских исследователей и путешественников вплоть до начала XX в. зачастую «представления о лопарях слагались на основании описаний западных лопарей» [Золотарев 1928: 5; Кельсиев 1878: 6]. В то же время духовная культура саамов Кольского полуострова не была отдельным предметом исследования ученых. На отсутствие моно графических описаний культуры саамов до революции указывал З.Е. Черняков. Отправной точкой изучения этнографии саамов ученые дол гое время признавали книгу Н.Н. Харузина «Русские лопари». Это связано с тем, что научный интерес к истории и культуре Мурмана появился толь ко в конце XIX - начале XX вв., когда мурманский регион стал предметом исследования историков, географов, этнографов В.Ю. Визе, М. Кастрена, А.Н. Кельсиева, С.В. Максимова, В.И. Немировича-Данченко, Н.Н. Харузина и др., писателей М.М. Пришвина, К.К. Случевского и др., художников А.Н. Бенуа, В.В. Верещагина, К.А. Коровина и др. В это время появляется образ представителей коренного северного народа, его культу ры [Мосолова, Вагинова 2006: 23]. 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz