Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
ле XX в., несмотря на некоторые особенности, был единым, хотя в нём и прослеживались определённые различия. В частности - между обычаями саамов, живших в тундровых прибрежных и в лесных центральных райо нах полуострова [ЛУК: 115]. Следы языческого суеверия видны при по гребении замечательных стрельцов, которых погребают поблизости тех мест, где приносили богам свои жертвы [ДРГ: 50]. В погребальном обряде кольских саамов конца XIX - начала XX в. прослеживались черты, связан ные с дохристианскими воззрениями: оставление на могиле инвентаря, пищи, захоронения в стороне от основного кладбища людей, умерших не естественной смертью, захоронение гроба без покойника, установка на мо гиле камней и др. К настоящему времени многие из этих особенностей по гребального ритуала забыты [ЛУК: 117]. руффь - гроб [ПМА: АА]. Гроб изготовляли те мужчины, у которых жёны были небеременны и перестали кормить грудью. У беременных или кормящих грудью женщин мужья не должны были делать гроб или рыть могилу, иначе дети в скором времени умрут. В некоторых местностях (Пазрека) запрещалось и всем жи телям погоста заниматься своими делами, все должны были служить или быть готовыми служить покойнику, иначе сами могли умереть. Гроб обыч но делался из досок и лишь изредка выдалбливался из дерева. Через полдня или через день гроб бывал готов. Тогда входили в амбар, снова кадили во круг покойника, и тот, кто делал гроб, должен был положить в него покой ника (Нотозеро - Массельга) [ХР 1890: 324]. Умершие везде захоронены в дощатых гробах с крышкой [ЛУК: 116]. Ещё в начале XX в. у саамов был распространён обычай захоронения пустого гроба, без покойника, в том случае, если человек погиб (утонул, задран зверем и т.д.) и его труп не был обнаружен. При этом рыли могилу. Опускали туда гроб и производили всю процедуру погребального обряда. Такое захоронение было обнаружено в Чальмны-Варрэ [Там же: 117]. В некоторых местностях саамы после пяти десяти лет старались каждый для себя заказать гроб, который затем хранили на чердаке [БЛШ: 275]. В некоторых местностях гроб с покойником выно сили не через двери, а через окно, выламывая для этого раму. В источниках конца XIX в. пишут о том, что умерших предают погребению без гробов, в некоторых местах в одежде. А в других - совершенно голых [ВЛК 1996: 57]. 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz