Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

О религиозности лопарей можно почерпнуть сведения у Д.Н. Островского: «На Крещенье лопари приезжают к церкви Бориса и Глеба для крещения детей, игры свадеб» [Островский 1889: 3]. В своей работе он приводит лопарские предания, посвященные проводнику право­ славия - преподобному Трифону, нойдам, врагам лопарей - Чуди и Стал- ло: «Чудь всегда приходила войском. Сталло всегда являлся один с своей собакой. «Сталло» означает человека, закованного в латы, и если название Чудь относится главным образом к Финляндцам, то Сталло представляет русскаго или норвежца, собирающего дань, угнетающаго лопарей». Д.Н. Островский рассказывает о суевериях лопарей, их приметах и колдов­ ских умениях, характеризует песни [Там же: 9]. История христианизации саамов русской Лапландии и ее значение для северного народа изложены в книге Д.Н. Бухарова «Поездка по Лапландии осенью 1883 года»: «У нас и первые просветители и их последователи ограничились лишь формальною стороною дела, тогда как рядом в Скандинавии христианство, распростра­ нившееся столетием позже, шло рука об руку и с действительным просве­ щением лопарей» [Бухаров 1885: 36]. Профессиональными этнографами, изучавшими саамов, были В.Н. и Н.Н. Харузины, командированные в саамские районы в 1887 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. В путевых воспоминаниях Веры Харузиной содержится богатый эт­ нографический материал об искусстве изготовления костюма лопарей и его национальных особенностях, связанных с их образом жизни: «В ко­ стюме лопарки мне бросились прежде всего в глаза 2-3 побрякушки, при- вешенныя к поясу. Оказалось, что это был нож и игольник, сделанные до­ вольно искусно из лебяжьей к о с т и . каждая лопарка носит на поясе нож и принадлежности шитья, так как умение хорошо шить ставится в особенное достоинство лопарской женщины» [Харузина 1890: 179]. Исследователь знакомит с жизненными ценностями саамов: «У нас и сватают больше ту девку, которая шить хорошо умеет. Которая «яры»4 сумеет сшить - ту и сватают» [Там же: 180]; правилами ухода за ребенком и верованиями ло­ парей: «Лопари до сих пор боятся чуди. Буря ли, метель застигнет в пути лопаря - то чудь разыгралась, по его представлениям, страшная чудь, ко­ торая теперь ушла в зем лю . И лоп ар ь . знает много заговоров, способ­ 4^р ы - длинные меховые сапоги из оленьих шкур. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz