Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Умерших поминают в течение года после смерти на девятый день, двадцатый, сороковой, в полгода и в годовщину. По истечении года после смерти поминают раз в год. На поминальные дни могут не готовить стол, а просто вспоминать умерших [ПМА: АА]. мушштлэмушш - поминки [ПМА: АА]. Зажиточные люди уготовляют для провожающих похороны неболь­ шой пир, а большая половина сего и не затевает [ГРГ: 56], этот обычай ре­ док [ДРГ: 51]. После похорон устраивали обед, реже пир. На том и другом определённых кушаний не полагалось, присутствовали все провожавшие. На обеде пили водку, хотя пьянства и не бывало. Выпивая рюмку, лопарь говорил: «Помяни, Господи, раба такого-то» [ХР 1890: 324]. Поминки со­ вершались неодинаково: через три дня после смерти, через шесть недель или в годовщину смерти. В родительскую субботу обычно устраивались поминки. Если была поблизости церковь, то в ней, если церкви не было, то ограничивались только обедом. На Пасху ходили, если могилы были по­ близости, христосоваться, но яиц при этом на могилу не клали [Там же: 325]. После похорон устраивали поминки [ЛУК: 117]. Поминают на девя­ тый, двадцатый, сороковой день, на полгода, год и после этого раз в год [ПМА: АА]. мушштлэ - поминать (покойника) [ПМА: АА]. муштнэ - помнить кого-что, хранить в памяти кого-что-л (постоян­ но; иногда, бывало) [СРС: 199]; мушшътэ (мушта, мушшт) - помнить [ССРРС: 60]. мушштъем туалла (туэллъ) - поминальный стол [ПМА: АА]. Устраивали после похорон. Блюда на столе были обыкновенные, специальных поминальных блюд у саамов не было [ПМА: АА]. Для про­ вожающих покойника делают пир; но этот обычай редок; большая часть этого не делает [ВЛК 1996: 57]. нарэд ланнЪт - похоронная процессия [ПМА: АА]. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz