Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
ку с узелком земли, взятой из могилы, и просили его совершить отпевание заочно [ХР 1890: 325]. коаммрэллэм пэртэсът койдтэнЬ, лавлхэнЪ - кланяться в церкви с каждением, песнями [ПМА: АА]. ладан эл вуэййн - на ладан дышит [ПМА: АА; ЛГ]. лёсск оалм - вдовец [ПМА: АА]; лёсск аххьк - вдова [ПМА: АА]. лёсск - вдова, вдовец [СРС: 159]; лёсск каллесъ - вдовый мужчина, вдовец [СРС: 159]. лёссклуввэ - овдоветь [СРС: 159]. лёссктэ - сделать кого-л. вдовой (вдовцом) [СРС: 159]. луйххькэ - оплакивать [ПМА: АА]. Женщины должны выказывать своё горе громким плачем. Некото рые для выражения своего горя царапают себе лицо. Причитаний особых нет, но все присутствующие спрашивают покойника, зачем он их оставил, был ли чем-нибудь недоволен [ХР 1890: 321, 324]. луйххькэ - плакать [ССРРС: 52]; луЦкэ - плакать, всхлипывать [СРС: 167]. лушшътэ йняс - йняс выйтэ - дух вышел [ПМА: АА; ГТ]. К умершему является ангел, который вместе с душой его сорок дней ездит на оленях повсюду, где только бывал покойник во время своей жиз ни. При этом он вспоминает добро и зло, сделанное им, и если раскается, ему открыт доступ в рай, хотя бы он и умер без покаяния [Нем-Данч 1876: 130]. По поверьям, душа умершего сразу направлялась к Богу, была у него три дня, а затем на олене объезжала те места, где бывала при жизни. Счи талось, что чем быстрее она совершала это путешествие, тем быстрее узна вала о своей судьбе. По описаниям, оно длилось три недели или три года. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz