Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
грубым язычником и пантеистом, который обоготворяет каждое дерево, каждую гору и реку» [Елисеев 1895: 72-77]. В связи с подготовкой первой в России антропологической выставки, ее организационный комитет командировал на Кольский полуостров мо лодого естествоиспытателя А.И. Кельсиева. В течение двух месяцев в 1877 г. А.И. Кельсиев проводил антропологические измерения в саамских погостах, делал зарисовки, вел записи лингвистического и этнографиче ского материалов, собрал небольшую коллекцию резьбы по дереву, плете нию из бересты и корней, вышивок бисером, предметов одежды, изобра жений родовых клейм. В дневнике от 22 июля 1877 г. он писал: «Собрал богатый и драгоценный по редкости и красоте этнографический материал, еще совершенно неизвестный в столицах» [Кельсиев 1878: 1]. К сожале нию, в настоящее время материал этот утрачен [Кошечкин 2003: 62]. В до кладе Комитету по антропологическим результатам он сообщал: «Состав лен словарь слишком 200 элементарных слов лопарского языка на восточ ных и западных наречиях. При содействии филологов Европеуса, Крона и Генетца есть надежда на серьезные филологические выводы» [Кельсиев 1878: 9]. Особый интерес к саамам в литературе наблюдается со второй по ловины XIX в. Ряд статей на страницах Известий Архангельского обще ства изучения русского Севера, нередко принадлежащих перу политиче ских ссыльных (А.С. Ефименко, П. Ефименко и др.), знакомят с экономи кой, бытом, поэзией и социально-правовым положением саамов [Волков 1996: 7]. Разнообразные сведения о быте и духовной жизни русских лопарей собраны в этнографическом очерке Н. Дергачева: подробно описан обряд крестования, распространенный у саамов, история христианизации Коль ского Севера и роль в этом Феодорита, церковные обряды, которые со блюдают русские лопари. Отдельный раздел посвящен языческим верова ниям саамов, связанным с жертвоприношением, а также мифологическим представлениям коренных жителей, демонологии, колдунам и колдовству. Другой - обрядам: родильному, крестильному, погребальному; более по дробно - свадебному. Н. Дергачев сообщает редкие сведения об обычаях, направленных на охранение скота от зверя, человека от медведя, в отдель ном разделе знакомит с разного рода увеселениями лопарей, как-то: бесе дами, играми, песнями [Дергачев 1877]. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz