Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

писал в 1935 г. свадебный обряд от Чудзъяврского саама Яковлева Трифо­ на Дмитриевича [ВЛК: 54-55]. Немирович-Данченко подробно описывает свадебный обряд со свадебным застольем, выкупом невесты, «игрой» в усмирение дикого оленя [Нем-Данч 1876: 124-130]. В книге Н.П. Большаковой собрано все, что писалось о свадебных обрядах в том или ином источнике. Кроме того, она знакомит со свадебным обрядом кильдинских саамов, рассказанным ей А.А. Антоновой со слов матери Ма­ рины Артемьевны Антоновой, до 1929 г. проживавшей в поселке Тери- берка (Кильдинский погост) [БЛШ: 85-98]. Саамская свадьба игралась в Териберке до 1914 г., пока свадьбы проводили родственники Александры Андреевны по материнской линии - дяди: один играл на гармошке, другой знал обычаи. В 1914 г. обоих мужчин забрали на войну, и с тех пор тради­ ционные саамские свадьбы в Териберке не проводились [ПМА: АА]. Тра­ диционная саамская свадьба состояла из нескольких этапов, каждый из ко­ торых характеризовался соблюдением определенных ритуалов, однако в разных источниках речь идет о свадебных обрядах, отличающихся друг от друга. Говорить о саамской свадьбе как строго определенном действии нельзя, так как существовало много вариантов проведения свадеб у саамов, всё зависело от погоста, влияния русских обычаев [ХР 1890: 263, 272]. Свадьба обычно заключалась между 6 января и перед постом, то есть в срок, дозволенный церковью и пока лопари жили в своих зимних погостах [Там же: 282]. В свадебном обряде саамов особенно выделяется стремле­ ние замаскировать истинный смысл происходящих событий и кого-то об­ мануть. Жених и его близкие называются охотниками или купцами, неве­ ста - уточкой, медведицей или важенкой, отец невесты - медведем, доб­ рым молодцем, оленем [ВЛК 1996: 55]. Дружка обращался по-русски от имени «князя и княгини молодых» с приглашением принять угощение, а молодые в это время кланялись [ЗЛТ 1927: 18]. svadba - свадьба в Иоканьгском, Лумбовском и Кильдинском пого­ стах [ITK: 538]. свадьба туэлъ - свадебный стол [ПМА: АА; НА; ГА; ММ]. Свадебное их угощение есть не иное что, как общественное пирше­ ство, на которое идучи, несет всяк с собой как съестное, так и напитки [ГРГ: 56]. В ловозерском погосте свадебный ритуал состоял из двух ча­ 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz