Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

свадьба - свадьба [ПМА: АА]. (см. наййм) «Свадебные обряды у Лопарей до сих пор еще сохранились в перво­ бытной целости и оригинальности. В выборе жениха или невесты уважает­ ся власть родителей, которые обыкновенно сами выбирают невест своим детям, уважая только имение. Свадьбе предшествует множество обрядов: выбор невесты, винопитье, свадебный договор, приезд жениха» [ДРГ: 46­ 49]. При однообразной и традиционной жизни саамов момент женитьбы являлся одним из самых значительных и поэтому к нему готовятся как ро­ дители, так и юноши и девушки задолго до момента брака. Большинство браков устраивалось в результате взаимной симпатии молодоженов [ВЛК 1996: 53-54]. Свадебный ритуал саамов отличался в зависимости от мест­ ности. Описание саамских свадебных обрядов встречается в работах И. Шеффера, Н.Н. Харузина, Н.Н. Волкова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Д.А. Золотарева, В.В. Чарнолуского, Н.П. Большаковой и других этногра­ фов. Описание одного из самых древних свадебных обрядов - шведских - встречается у И. Шеффера. «Свадьба бывает у невесты, которая в самом лучшем своем наряде выходит к гостям простоволоса; а в другую пору всегда повязана голова, как у баб, так и у девок» [ГРГ: 56]. Н.Н. Харузин сравнивает древний свадебный обряд скандинавских лопарей со свадеб­ ным обрядом современных ему лопарей, проживавших в Кольском уезде [ХР 1890: 258-267]. К Крещенью приурочивались свадьбы . Среди быв­ ших на иордани можно было видеть жениха и невесту - лопарей, держав­ шихся все время за концы общего белого платка [ЗЛТ 1927: 11]. Как и раньше, к Крещенью приурочиваются свадьбы . Наряду с сохранением старых обычаев, в том числе у лопарей «уточки», в костюмах и танцах бы­ ло очень много нового [Там же: 12]. После венчания новобрачные и гости едут на съемную квартиру в Коле. Невеста в самом лучшем своем наряде бывает в этот день простоволоса (в другое время ее голова всегда повязана, как у женщин, так и у девушек). Забавляются на свадьбе игрою в гуська, прыганьем через шесты, рассказами забавных басен, нескладным и попо­ лам с криком пением и пляскою. Погулявши вдоволь, гости с молодыми едут в погост к новобрачной. Здесь молодые остаются у тестя на год. Про­ живши год, они отправляются в погост, к которому принадлежит ново­ брачный, получив от тестя и тещи награжение в виде оленей и платьев, и устраивают свою отдельную вежу [ДРГ: 50]. Д.А. Золотарев описал сва­ дебное застолье в Семиостровье в 1927 г. [ЗЛТ 1927: 18]. Н.Н. Волков за­ 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz