Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

стелей, различной домашней утвари и принадлежностей хозяйства [ЛУК 2003: 111]. родт - 1. род (семейный); 2. родственник; родня собир. [СРС: 297]. Как ни сильно воспоминание о роде среди лопарей, нельзя, конечно, ожи­ дать, чтобы они жили родами, мало того, среди них не встречается даже, так называемых, больших семей. Все лопари делятся на ряд малых семей. У русских лопарей утратилось даже само название для обозначения поня­ тия рода. Слова руот или роот, которыми лопари выражают понятие о ро­ де, заимствованы ими у русских [ХР 1890: 246]. Однако в памяти лопарей жило значение этого слова. Им обозначали всех лиц, имеющих одного об­ щего родоначальника. Вместе с тем этим словом они обозначали и всю со­ вокупность родственников или свойственников [ХР 1890: 247]. поел. родт ли шурр, акйдэтЬ элля кённ луннЪ аввтэ. (Родня большая, а помощи ждать неоткуда) (букв. Руки погреть негде) [СРС: 297]. рыбпехъ - платок [ПМА: АА]. Во время выкупа невесты перед свадебным застольем её лицо по­ крывал платок. Платок также дарили невесте дружки [ХР 1890: 283]. Пла­ ток привозил жених и покрывал им невесту и себя, в это время гости пля­ сали [Там же: 286]. Сиденье под одним платком было символом того, что брачующиеся обязуются с этого момента вести совместную неразлучную жизнь [Там же: 290]. Во время свадебного застолья тысяцкий дарил свахе платок [Там же: 287]. В бабинском погосте с платком был такой ритуал. «Свадьбу играли по-старинному. Невесту шёлковым платком накроют и начинают говорить: «Кому-то на свадьбе искать платочек», - и тут жених потом ищет. < . > А когда станут отъезжать в церковь, и тогда накрывают платком» [ОБР 1988: 156]. рыбпехъ - платок [СРС: 304]. рысст - крест [ПМА: АА; СРС: 306]. Необходимый атрибут при об­ ряде венчания в церкви. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz