Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
луйхкхэл коабсэз - оплакивают невесту [ПМА: АА]. Этот обряд совершался перед тем, как идти на венчание или к сва дебному столу. В ходе этого обряда исполняла песню-плач и сама неве ста [ПМА: АА]. луйхкхэмъ лыввът, луйхкэмь лааввл - плач, песня, оплакивание неве сты [ПМА: АА]. Во время того как невесту наряжали к свадьбе, девушки пели песни, в которых оплакивали невесту. Так прощались с молодой ее подружки. Иногда это происходило в отдельном доме (если не было возможности - в отдельном углу), при этом с невесты снимали девичий головной убор, сплетали ей волосы в две косы и укладывали их венцом на голове, готови ли под головной убор замужней женщины - шамшуру [ПМА: АА; БЛШ: 91]. луйхкхэмъ пэррт - дом, где оплакивали невесту перед свадьбой. В день свадьбы жених со сватами и родителями шёл к невесте. Девушку вели в определённый дом (он мог быть просто соседским), где оплакивали и наряжали к свадьбе. Во время оплакивания и обряжания подружки проща лись с ней: без слов обнимали и плакали. Вместе с ними плакала и невеста. Потом снимали с девушки перьвеськ (девичий головной убор) и с пением начинали оплакивать. Невесте расплетали косу, заплетали две, укладывали их венцом на голове. После этого надевали шамш (женский головной убор), накидывали платок так, чтобы кисти шали прикрывали лицо девуш ки, после всех этих приготовлений невесту уводили в другую комнату, прятали от жениха, который должен был её выкупить [БЛШ: 91]. меда - согласна (так звучало согласие матери на брак дочери) [ПМА: АА]. Лопари чрезвычайно высоко ценят хороших стрелков. Ни одна семья не выдаст девушку замуж за человека, который ни разу не подстрелил ди кого оленя [Нем-Данч 1877: 493]. мёдта - не переча кому [СРС: 189]. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz