Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

крест, как украшение, поверх одежды» [Там же: 84]. Ряд популярных про­ изведений, посвященных обитателям Лапландии, опубликовал известный беллетрист В.И. Немирович-Данченко. Вопреки устоявшемуся в то время мнению ученых о том, что мурманская лопь не имеет народной поэзии, он заинтересовался песнями, преданиями и сказками северного народа. В его книге содержится ценный материал о психологии, верованиях и народном творчестве саамов того времени. В песнях писатель отметил своеобразие и красоту лопарской мелодии, грусть и печаль в мотиве, гармонично соче­ тающемся с окружающим безлюдьем и недвижимым простором Имандры [Немирович-Данченко 1903: 341]. В преданиях Немирович-Данченко отме­ тил характерную черту: « .л о п а р и почти всегда играли страдательную роль. Лопь редко бьет чудь, шишей и ш ведов. напротив, чудь, шиши и шведы бьют лопарей. Если лопь и спасается, то только при помощи веду­ нов или бури» [Там же: 345]. Из произведения писателя мы узнаем о куль­ турных ценностях коренного народа в то время: «У лопарей заметно осо­ бенное уважение к тем, кто умеет составлять песни и рассказывать старые былины» [Там же: 352], о своеобразии и богатстве народной поэзии лопа­ рей: «Помимо своей поэтичности, сказки и песни этого народа дадут этно­ графу богатый материал для заключения о старине лопской . Сведения, собранные мною о быте и жизни лопарей, крайне интересны. Это целый новый мир, имеющий мало общего с тем, к чему мы привыкли у себя» [Там же: 369]. В своих книгах писатель подробно рассказывает о быте и обычаях, религиозном чувстве северного народа, о различии лопарских наречий, о душевном устройстве лопарей, их взаимоотношениях в семье, о поверьях и преданиях, свадебном и похоронном обрядах [Немирович- Данченко 1877, 1913]. В опубликованной в 1878 г. работе А.С. Ефименко «Юридические обычаи лопарей» в отдельном разделе подробно описаны обычаи саамов при вступлении в брак, кумовство, крестование, особенности характера, представления о жизни, взаимоотношения, права и обязанности [Ефименко 1878: 19-53]. Ценные сведения о дохристианских верованиях лопарей, в частности вере в сейдов, содержатся в книге известного путешественника- беллетриста А.В. Елисеева «По белу свету»: «Времена язычества для лопа­ рей недалеки. Вся Лапландия полна остатками этой эпохи. Даже и теперь лопарь, нося официально имя христианина, на самом деле бывает часто 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz