Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

ковь в сопровождении родственников и знакомых. Впереди свадебного шествия шли мужчины, за ними - женщины. Невесту под руки вели отец и брат или другие ближайшие родственники. Она при этом сопротивлялась, делая вид, что её отдают замуж насильно. Шествие возглавлял саам, кото­ рого называли предводителем. Венчались в церкви. Священник надевал на головы жениха и невесты золотые венцы, читал перед ними молитвы, за­ жигал три свечи на подсвечнике и проводил молодых за руки (невесту - за правую, жениха - за левую) три раза вокруг стола с подсвечником. Затем предоставлял тёте произвести последний ритуал: она переплетала одну ко­ су невесты в две и укладывала их вокруг головы. После этого надевала на голову невесты шамшуру и покрывала её платком, оставив кисти на лице. После этого шли на свадебный пир [БЛШ: 94]. жэнэхь (см. коалхэсс) - жених [ПМА: АА; ЛГ; ГА; НА; ММ]. До начала XX в. лопарки обыкновенно выходили замуж за лопарей, браки с представителями одной из соседних с ними народностей являлись исключением, у русских лопарей они практически не случались [ХР 1890: 262]. Избирая себе невесту, лопарь редко руководствовался своей склонно­ стью к той или иной девушке, хорошо, если девушка, к которой он чув­ ствовал склонность, отвечала всем его требованиям, если нет - он искал другую невесту. Часто он намечал себе несколько невест сразу и по очере­ ди сватался к ним, пока ему не давали согласие. Лопарь искал себе невесту богатую, чтобы она могла хорошо хозяйничать, причём второе условие было важнее первого. На красоту и возраст будущей жены обращалось ма­ ло внимания. Богатый лопарь женился на бедной лопарке, если она хоро­ шая хозяйка, а бедный не женился на богатой, если та хозяйка плохая. Та­ кое требование к девушке исходило из образа жизни лопаря. В свою оче­ редь, к жениху тоже было требование: жениться мог тот, кто умел поймать и освежить дикого оленя. Для родителей невесты также важно было и то, чтобы их будущий зять был богат или работящий человек и не очень большой пьяница. Обращали внимание и на род невесты или жениха. Су­ щественным условием женитьбы являлось не только согласие родителей жениха, но и всего его рода, крёстных отца и матери. Браки против согла­ сия жениха или невесты почти не случались вовсе. Наметив себе невесту, лопарь спрашивал разрешения у родителей и родственников на женитьбу, 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz