Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

выййтэ куйе - выйти замуж; сонн ли куесьт - она замужем [СРС: 131]. вЬццць янна - венчальная мать [ХР 1890: 259]. Её надо отличать от посажёной. Венчальный отец стоял в церкви по правую руку от жениха около невесты, по левую руку от неё становилась венчальная мать. Эти лица также считались родственниками [ХР 1890: 259]. вяцццъе - стать обвенчанным [ПМА: АА]. «В церковь придут, войдут, и тётя перекрестится, и невеста тоже пе­ рекрестится, и жених перекрестится. Поп придёт венчать, два венца прине­ сёт. Поп жениху венец приложит, невесте венец приложит. Невесте при­ ложит и спросит жениха: «Берёшь, так любишь?» - «Люблю». У невесты спросит: «Выходить не боишься?» А невеста (уж свадьба сыграна так) по­ дождёт, подумает: «А, нет, нет!» И поп потом после этого начнёт петь, по­ том венчать. Поп венчает, вокруг ходит. Помещение такое блестящее, та­ кое золотое. Вокруг обойдут и велит старик им кланяться. Пройдут во­ круг три паза, и поп им даёт причаститься, даёт испробовать. Поп им даёт просфиры. Возьмут просфиру в руки, её откусят, едят» [ОБР 1988: 167]. вяцццтэдтэ - венчаться [ПМА: АА]. вяцццъе - стать обвенчанным [СРС: 41]. вяцццъемушш - венчание [ПМА: АА]. Венчание как необходимое условие свадебного ритуала стало вхо­ дить лишь с тех пор, как в стране увеличилось количество церквей. До это­ го между свадьбой и венчанием проходило много времени, иногда год и больше, что объяснялось отдалённостью погостов от Колы и тем, что ло­ пари не придавали венчанию почти никакого значения [ХР 1890: 283]. Венчание, как и свадьба и сватовство, разнятся в зависимости от погостов [Там же: 290]. Церковный брак считался второстепенным обрядом, его со­ вершали через 2-3, иногда 5-6 месяцев, когда приедет священник [ВЛК 1996: 55]. Одетые по всем правилам, жених и невеста отправлялись в цер­ 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz