Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

то слово вунхэй (сватающий, сват) одинаково употреблялось как для име­ нования женщины, так и для именования мужчины [ПМА: АА]. вунхэй пудтэнъ - сваты приехали [ПМА: АА]; вулкхэ вунхэетъ - по­ слать сватов [ПМА: АА]; вунхэй кихче (коабсэз) - поехали сватать (неве­ сту) [ПМА: АА; НА]. вунхэмушш - сватовство [ПМА: АА]. Обряд, предшествующий свадьбе. Сватовство совершалось по- разному. В одних местностях оно было связано с рукобитьем, после кото­ рого договор считался заключённым, в других - нет. Рукобитью придава­ лось значение юридической силы. Рукобитье происходило следующим об­ разом: отцы подавали друг другу руки, после чего кто-нибудь разнимал их, затем следовало угощение водкой, которую поставляла сторона жениха. Лишь после этого договор считался заключённым. Рукобитье могло состо­ яться и с женихом, если он приехал без родственников [ХР 1890: 277]. Форма сватовства также разнилась в зависимости от погостов: в некоторых погостах жених ехал свататься один, в других - вместе со сватом, в- третьих - со сватом и свахой вместе. Иногда роль свата брал на себя отец, роль свахи - мать, в другом случае с женихом ехали и все его родственни­ ки. Сохранился подробно описанный обряд сватовства у ловозерских са­ амов [Там же: 276], у пазрецких [Там же: 277-279], нотозерских, сонгель- ских и бабинских [Там же: 279-281]. Перед свадьбой лопарь делает невесте подарки, с которыми он и приходит к дверям ее вежи. Сопровождающие его родственники входят туда; он же остается снаружи, до тех пор пока родители невесты не позовут его. Тут им подносится водка. Если отец де­ вушки выпьет водки - значит предложение принято; в противном случае лопарь возвращается домой с пустыми руками. После сговора жених часто бывает у своей невесты и поет ей всякий раз нечто в роде гимнов ее красо­ те, трудолюбию и добродетели [Нем-Данч 1877: 493-494]. После сватов­ ства и рукобитья жених получал право посещать свою невесту и чем чаще он это делал, тем сильнее считалось его чувство к ней. Срок между сватов­ ством и браком не был определён, но обычно - меньше года [ХР 1890: 281]. Жениться может только тот, кто выучился свежевать оленей и убить дикого оленя [ДРГ: 46]. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz