Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

ники. Положение приёмного ребёнка не отличалось от положения родного [ХР 1890: 317; ВЛК 1996: 55]. шэннтассьтэ - 1. вырастить кого-что (быстро); 2. разродиться; шэннтътэ - 1. растить, выращивать/вырастить кого-что; сонн оххтэ шэннтад паррнэдэсь - она одна растит детей; 2. рожать/родить кого; шэннтътэ альк - родить сына; шэннтэ - 1. расти/вырасти; 2. родиться; ал- льк шаннт тйррвэнЪ - сын растет здоровым; 2. родиться; парръшя шэнтэ - мальчик родился; 3. стать, быть кем-чем; нйййт шэнтэ лыкцъенЪ - дочь стала врачом [СРС: 416]. шэннтътэм пэррт - роддом [СРС: 416]. шэрэдэй сйря - погремушка [ПМА: АА]. Погремушки делались из природного материала. Для их изготовле­ ния использовали высушенный зоб птицы, ракушки, в которые насыпали мелкие камешки. Материал для изготовления детских игрушек зависел от фантазии родителей и от подручных природных материалов [ПМА: АА]. шэрэдэй сйря - погремушка [СРС: 417]; шэрэдэ -1. шуметь, греметь (о мелких предметах, о погремушках); 2. шуметь, греметь чем (напр. по­ гремушкой); шэрэдэ - 1. шуметь, греметь (о мелких предметах, о погре­ мушках); 2. шуметь, греметь чем (напр. погремушкой) [СРС: 417]. ыййрягант - ночной плач (детский) [ПМА: АА]. эйй кйрркна эллманнта выййтэ э еаме - не успел на свет божий вый­ ти и умер (если ребенок умирал сразу после рождения) [ПМА: АА]. Смертность детей была очень большая. Ребёнку приходилось участ­ вовать в естественном отборе, без медицинской помощи, во время переко- чёвок и тяжёлых погодных условий. «По причине сурового воспитания много умирает у них детей, а которые остаются в живых, те бывают по 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz