Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

об одежде, средствах передвижения и «упражнениях Лопарей во время жительства в зимних погостах» [Там же: 24-24]. Существенный вклад в изучение саамов внес М. Кастрен, неодно­ кратно побывавший в Карелии и Лапландии (в 1833, 1838, 1839 гг.). Ряд работ ученого посвящен языку и этнографии саамов: характеристике саам­ ских жилищ, одежды, национального характера и духовного мира саамов, религиозных верований. Кастрен замечает много общего между нравами и обычаями саамов «деревни» Синьель, приграничной с Финляндией, «бли­ жайшей к Энаре», и финских саамов. По мнению исследователя, в религи­ озном отношении русские лопари «стоят на очень низкой степени. Они не имеют почти никакого понятия о духе и учении христианском; никто не умеет читать, и религиозные их потребности удовлетворяются только весьма редким посещением священника из ближайшей русской деревни или города. В обыденной жизни они строго соблюдают предписания гре­ ческой церкви; но под этой христианской внешностью скрывается много суеверий. Особенно глубоко укоренилась у них вера в колдовство. Выше­ упомянутые аккальские лопари, как искуснейшие колдуны, пользуются ве­ ликим почетом» [Кастрен 1860: 84, 86-87]. Многие русские литераторы отмечали самобытность и своеобразие жизненного уклада и духовного мира лопарей. Писатель С.В. Максимов осуществил свою «литературную экспедицию» в Лапландию в 1856 г. Ее результатом стала известная книга ярких путевых очерков «Год на Севере» [Максимов 1859]. «Лопарь, за крайнею ли удаленностью церквей, или по другим каким, более важным причинам, при православии - крайне суеве­ рен и мало религиозен при всем стремлении уподобляться русским, как сделал это, например, относительно одежды. У лопарей в округе Аккуль- ском водятся такие опытные колдуны, к которым приходят гадать чухны из Саволакса и других мест Финляндии. Здешние кудесники не употреб­ ляют однако ни причитаний, ни заговоров, ограничиваясь некоторыми ме­ ханическими приемами, передаваемыми из рода в род. Терские, например, не соблюдая постов, употребляют круглый год куропаток и наивно оправ­ дываются тем, что куропатка - летучая рыба. Новорожденный ребенок иногда целые годы остается у них без крещения; редкий из взрослых знает какую-либо молитву: большая часть ограничивается крестными осенения- ми и частыми поклонами перед иконами в часовнях, при своих погостах, при свете свечей, которые держат обыкновенно в руках; лопари носят 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz