Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
При затянувшемся и мучительном родовом акте, помимо посторон ней помощи, прибегают и к богу, для сего зажигают перед иконами вен чальные свечи, а за отсутствием их и простые [ИвД: 89]. тувас - свеча [ССРРС: 96; СРС: 359]. турсаннт, ухцнаннт, куххкнант, коммтнаннт, еррпсант - сжимает ся, уменьшается, удлиняется, расширяется, округляется (о матке) [ПМА: АА]. удцъхэнч - малыш; сйррэ удцьхагуэйм - играть с малышами [СРС: 369]. уййнэ - 1. видеть, замечать кого-что; 2. наблюдать, присматривать за кем-чем; уййнэ парнатЪ - нянчить детишек [СРС: 370]. ухда - каша [ПМА: АА]. К концу первого года детей начинали прикармливать манной и рисо вой кашей [ЛУК 2003: 114]. В бедных семействах кашу варят из пшена [ИвД: 92]. yhm - каша [СРС: 369]; маййт yhm (ухт) - молочная каша [ПМА: АА; СРС: 369]; югке удт - разные каши [ПМА: АА], маннэудт - манная каша [ПМА: АА]. фыррче - плакать (долго, нудно); хлюпать разг. [СРС: 375]. шаннт аллък - приемный сын [СРС: 416]. «Обыкновенно семья состоит лишь из родственников, случается, од нако, что лопарь берёт себе и приёмыша». Это происходило в том случае, когда семья была бездетной, и редко, если у семьи были дети или племян 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz