Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
парна шэнтант - рождение ребенка [СРС: 416]. Роды у них бывают обыкновенно легкие, а как женщин, кои бы мог ли в нужном сем случае пособить, далеко иногда искать, то мужья сами им помогают [ГРГ: 55]. Роды могли быть трудными. В этом случае старались помочь: отца заставляли разрезать у себя пояс или снять его совсем, разо рвать ворот рубахи. Считалось, что трудные роды свидетельствуют о не верности одного из супругов [ХР 1890: 308]. паррнэ - дети [ПМА: АА]. Дети всегда желанное явление в саамской семье и пользуются боль шой любовью со стороны родителей [ВЛК 1890: 55]. паррнэ - дети [СРС: 248] паррьн еаме еннЪ чойвэсът - ребенок умер внутри матери [ПМА: АА]. Ребёнка, родившегося без признаков жизни, стараются вернуть к ней следующим образом: сначала его качают, затем дают по ягодичной части несколько шлепков правой рукой, если это девочка, и левой, если мальчик, обливают позвоночник холодной водой и внизу на полу зажигают сено или бумагу, дымом которой ребёнок дышит несколько секунд. Принятые меры, при синей асфиксии, большею частью приводят к положительным резуль татам. При белой же асфиксии, когда у ребёнка белые щёки и только синие губы, больших усилий возвратить его к жизни не принимают, так как счи тают, что эти показания ясно говорят за смерть [ИвД: 91]. парън шэннта нызан - родившая женщина, роженица [ПМА: АА]. Роженица считалась нечистой в течение 3 иногда 6 недель: она не имела права общаться с семьёй, есть вместе с ними. После этого срока бралась очистительная молитва и женщина снова считалась чистой [ХР 1890: 309; ВЛК 1996: 55]. После родов проводили «очищение» чума, оку ривая его дымом от подожжённого можжевельника или оленьего сала. Иногда для свершения этого обряда наливали в котёл воды, опускали туда кусок чаги (нарост на стволе берёзы) и некоторое время кипятили, после 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz