Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Московии в 1727-1729 гг.», составленный им и до сих пор не опублико­ ванный, содержит интересные описания хозяйства и быта местного насе­ ления [Кошечкин 2003: 60]. В 1776 г. в России вышло в свет первое сводное этнографическое со­ чинение о России известного ученого и путешественника, академика Рос­ сийской академии наук И.Г. Георги «Описание всех в Российском государ­ стве обитающих народов». В очерке «Лопари» И.Г. Георги сообщает цен­ ные сведения о традиционных занятиях саамов - резьбе, вязании, изготов­ лении одежды, вышивании, вязании сетей: «Они также портничат [порт­ няжничают], вышивают волоченным оловом, серебром, мишурой и шер­ стью узоры и упражняются в красильном искусстве»; подробно рассказы­ вает об обычаях, обрядах жизненного цикла лопарей, их дохристианских верованиях и связанных с ними жертвоприношениях, шаманстве [Георги 2007: 49-58]. Важной вехой в изучении Лапландии стали академические экспеди­ ции под руководством академика И.И. Лепехина при участии его ученика Н.Я. Озерецковского. Последний провел в Коле зиму 1771-1772 гг. Ему принадлежат «Примечание на Кольский острог», «Описание города Колы и Архангельска» и записка «О российской Лапландии», до сих пор остаю­ щаяся лишь достоянием архива. Записка содержит сведения о традицион­ ных занятиях саамов - изготовлении оленьих шкур, одежды, вышивке би­ сером и др. [См. об этом: Кошечкин 2003: 61]. В «Описании Колы и Астра­ хани» Н. Озерецковский сообщал о религиозности лопарей: «Все Лопари, России подданные, суть христиане одной с нами веры, к которой многие из них прилеплены весьма усердно, хотя во всей Лапландии одна только цер­ ковь находится» [Озерецковский 1804: 62]. В то же время он отмечал свое­ образие их веры: «Сказывают, что они постов не наблюдают и едят всегда мясо, называя куропаток летучею рыбою» [Там же: 64]. Это было первое обстоятельное этнографическое описание коренного народа, особенно ценное описаниями одежды саамов и их обычаев конца XVIII и начала XIX вв. [Там же: 77-79]. Отдельные сведения о духовной культуре коренного народа: религи­ озности, вероисповедании - содержатся в записках гидрографа М.Ф. Рейнеке, который отмечает, что лопари «все Греко-Российского ис­ поведания, строго соблюдают посты и прочие обряды религии, хотя свя­ щенников видят очень редко» [Рейнеке 1830: 22]. Исследователь сообщает 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz