Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

кум, кума - кум, кума [ПМА: АА]. Крещение младенца являлось одним из источников, вызывающих к жизни родственные узы. Этим актом завязывались родственные отноше­ ния «как между самими восприемниками и родителями младенца, так, наконец, и между восприемниками и самим младенцем. Те и другие счи­ тались по отношению друг к другу очень близкими родственниками, и эти виды родства соблюдались очень строго среди лопарей». Так, напри­ мер, «восприемники» считались после отца и матери самыми близкими родственниками. В роли вторых родителей они выступали во время же­ нитьбы крестника или выхода замуж крестницы. Никогда не решится ло­ парь выдать замуж дочь или женить сына, не посоветовавшись сначала с его крестными родителями. В случае несогласия последних, брак рас­ страивается. Оба «восприемника» считались родственниками, кумами [ХР 1890: 256]. курас нызан - бесплодие [ПМА: АА]. Бесплодие вменяется у лопарок так же, как и у жидовок, в бесчестие [ГРГ: 55]. Подобно древнему лопарю и современный русский лопарь крайне дорожит продолжением своего рода и чем больше у него детей, тем больше он считает себя счастливым. Лопарями вменялось в бесчестие оставаться бездетными. Считалось, что быть бездетными - значит быть наказанными за свои грехи или за грехи предков. Над такими семьями смеялись, думали, что один из супругов состоит в незаконной связи с кем- нибудь. Сами бездетные супруги очень переживали по этому поводу и считали себя наказанными Богом [ХР 1890: 305]. Несмотря на бедность, дети в саамской семье всегда желанное явление и пользуются большой любовью со стороны родителей [ВЛК 1996: 55]. шэнтнаххъ тэмъ - бесплодие [ПМА: АА]; парънхэмесъ арренЪ ны­ зан - бесплодие [ПМА: АА]. кыппта куль мёвна - варёная измельченная рыба. Ею прикармливали ребёнка к году [ПМА: АА]. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz