Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

его из люльки, а вместе с ней подносят его к своей груди. Ясно видно, что тысячи лет назад кочевые лопари, придумывая такую люльку, заботились только о том, как бы сохранить своих детей при тяжелых условиях дикой кочевой жизни [АЛМ 1930: 39-40]. Люльку делали из выдолбленного куска дерева (обычно сосны или берёзы, которые, по представлениям саамов, обладают целебными свойствами), обтянутую снаружи и изнутри оленьей кожей. Над изголовьем был небольшой круглый навес из берёсты. Дно ко­ лыбели устилали мягким мохом красноватого цвета, который в большом количестве растёт в Лапландии, а поверх клали кусочек шкурки молодого оленя. Мох по мере надобности заменяли новым, а шкурку стирали и су­ шили над очагом. Под голову ребёнку подкладывали маленькую подушеч­ ку, набитую оленьей шерстью или пухом куропатки, а самого его укрыва­ ли кусочками мягких оленьих шкур. К люльке мальчика саамы подвеши­ вали обычно маленькие лук и стрелы, сделанные из олова или оленьего ро­ га, а для девочки - кусочки цветного сукна, украшения из бисера, перла­ мутровые пуговки, крылышки и лапки белой куропатки. Кроме того, в люльку и мальчику, и девочке клали в качестве оберега зубы лося, иголку и серебряные монетки, а также немного овсяной крупы для обеспечения достатка в их будущей жизни. Во время недолгих передвижений мать но­ сила люльку с ребёнком у себя за спиной. При летних перекочёвках колы­ бель с ребёнком подвешивали к седлу вьючного оленя, а при зимних пере­ ездах брали с собой в керёжу [ЛУК 2003: 113]. Почти каждая родящая женщина имеет две зыбки. Одну большую для ребёнка старше года и ма­ лую - до года. Уже в том возрасте, когда дети начинают ходить, малень­ кую зыбку заменяют большой. Качаются в ней даже иногда до трёх лет. Набегавшись и наигравшись на улице, ребёнок, придя домой, ложится в зыбку и спокойно засыпает [ИвД: 93]. кйтткэмъ нуллэ - расшнуровать люльку [ПМА: АА]; кйтткэмъ - люлька, зыбка, колыбель [СРС: 112]. кйххгмушш, уййнмушш парна - смотрины, первое посещение ново­ рожденного [ПМА: АА]. Вскоре после рождения сходятся родственники. Первенцу дарят се­ ребряные деньги и пуговицы, чтобы он был богат и весел [ХР 1890: 309]. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz