Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
есък шэннтма парнэнч - только что рожденный ребенок, новорож денный [ПМА: АА]. Существовал обычай родившегося ребёнка заворачивать в отцов скую рубаху, чтобы он любил отца, после чего его клали к матери в двер ной угол на 3 дня. Это делалось с целью приучить ребёнка терпеть холод и нужду, был хорошим охотником и смелым человеком [ХР 1890: 308]. Но ворождённого ребёнка обтирали холодной водой (а иногда и снегом) и, ко гда он начинал дышать, окунали его в тёплую воду. После этого новорож дённого завёртывали в тёплый заячий мех и укладывали рядом с матерью [ЛУК 2003: 112]. Родившегося ребёнка сразу обмывают тёплой водой, во рту обтирают намоченной в воде чистой тряпочкой, а глаза вылизывает языком бабка [ИвД: 89]. Наиболее опасным, по представлениям саамов, был период от рождения до появления первого зуба - период, когда ребён ка мог подменить злой дух, с появлением первого зуба опасный период кончался. По этому поводу ребёнку в качестве оберегов повязывали на шею платок и на талию льняную повязку. Было распространено также по верье, что если ребёнок родился с зубом во рту, то он может стать позже шаманом [ЛУК 2003: 114]. йнн аввътма - первый крик новорожденного [ПМА: АА]. касът гуллмдув олма я ёллъмэнЪ шант - матка, букв. место, где завя зывается человек и живым родится [ПМА: АА]. кйссэ парна одъяла сыз - завернуть ребенка в одеяло; кйссэ парна нюзагуэйм - пеленать малыша [СРС: 112]. Новорождённого младенца вме сто полотняных пелёнок закутывают в мягкую заячью шкурку [ШФР: 325]. кйтткэмъ - люлька [ПМА: АА]. Колыбели у них долбленые, невелики и легки, а с виду походят на ткальные челноки или на заостренные с обоих концов ночовки. Колыбели вешают как в шалашах, так и на древесных сучьях; а когда переселяются в другое какое место, то матери носят их за плечами, как ранцы. Детей кла дут они в них, подославши моху, нагих и, прикрыв лоскутом какого- 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz