Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

года, а потом отлучали от груди [ХР 1890: 310]. К тем детям, которые при отнятии от груди проявляют желание вновь вернуться к материнскому мо­ локу, применяются более суровые способы воздействия: соски намазыва­ ются сажей, луком, чесноком, перцем, а иногда горчицей [ИвД: 92]. вуадтхэллэм лыввът (лаввл) - колыбельная песня [ПМА: АА]. Неспокойного ребёнка покачивали в люльке, напевая детские колы­ бельные песенки [ВЛК 1996: 56]. Сопровождать укачивание песнями лопа­ ри избегают, так как считают, что песня, помогая уснуть ребёнку, наруша­ ет спокойный сон спящих взрослых [ИвД: 93]. вулкхэ кэб олмне - послать болезнь на человека [ПМА: АА]. Считалось, что болезнь может быть послана колдуном через воздух. Если на ее пути попадался дугой человек, то заболевал он. Такую болезнь мог вылечить только колдун, врачи были бессильны [ПМА: АА]. вуэннч куск кыппта - кусок вареного мяса [ПМА: АА]. Подобно древним лопаркам, саами в XIX в. приучали детей к олень­ ему мясу. Для этого оленье мясо прикладывалось к губам, чтобы дети мог­ ли высосать сок. Приучение это могло начинаться иногда через полгода после рождения ребёнка, иногда позже [ХР 1890: 311]. Детям также давали лучшие куски обычной пищи взрослых: мозг из ножных костей оленя, рыбные потроха и т.п. [ВЛК 1996: 56]. Детей с младенчества начинали приучать к мясу. Так, уже грудному ребёнку давали пососать кусочек ва­ рёной оленины [ЛУК 2003: 114]. вуэсът шэннтэм чадзъ - околоплодные воды [ПМА: АА]. вэсът шэннтэм нызан - женщина на сносях (перед родами) [ПМА: АА]. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz