Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
гстрем, Реен и Торней [Там же: 179]. В некоторых частях Лапландии пере мена имени сопровождалась следующими обрядами. В котел клали оль ховую кору, варили её там и затем обмывали этой водой ребёнка, смывая с него старое имя и нарекая новое. Делалось это в случае болезни ребёнка. Перемена имени совершалась для обмана духа болезни [Там же: 178]. Это верование существовало у лопарей задолго до принятия христианства. При втором крещении ребёнку давалось другое имя, которое подсказывал нойд при помощи бубна. Именем, данным при церковном крещении, никогда не называли ребёнка. Всякий раз, когда ребёнок начинал хворать или много плакал, совершали вновь языческое крещение. Это крещение повторялось при каждом случае болезни, и говорили, что даже семидесятилетние лопа ри подвергали себя этому обряду во время болезни. Обыкновенно языче ский обряд крещения совершала сама мать крестящегося. Женщина не должна была быть крестницей или свидетельницей при крещении. Совер шавшая крещение дарила своему крестнику латунный перстень, пряжку или что-то другое в память о том, что крестник освобождается от христи анского имени [Там же: 179]. Языческое крещение могло совершаться и следующим образом. Нагретую воду наливали в корыто, туда же клали две берёзовых ветви, одну из которых свивали кольцом. После этого крестная мать говорила крестнику: будь так же плодовит, здоров и крепок, как берё за, с которой взяты эти ветви. После этих слов она бросала в корыто ла тунный перстень, пряжку или какой-нибудь кусок латуни или олова, ино гда серебряный пояс или серебряную застёжку и при этом желала крестни ку быть таким же звонким и красивым, как эта латунь или серебро. В этот же момент давалось новое имя и желалось счастье: «Будь же счастлив, как тот предок, имя которого ты будешь носить». После совершения обряда брошенные в корыто вещи дарились крестнику, их он или она должны бы ли носить до совершеннолетия, после чего этот амулет вешали на волшеб ный бубен. Иногда латунных вещей не клали в корыто, а обряд совершался в латунном котле, который хорошо выполаскивался, и в воду клали немно го соли, после обряда котёл поступал в полную собственность ребёнка. Дорогостоящие подношения при крещении были разорительны для лопа рей, особенно когда обряд повторялся часто. Если с началом принятия христианства этот обряд использовался для того, чтобы избежать наказа ния своих богов из-за христианского крещения, навязываемого священни ками, то позже этот обычай остался только для того, чтобы избежать бо 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz